28 августа 2023 года в концертном зале «Зарядье» в рамках Московского урбанистического форума в зале «Перспектива» прошла сессия под названием «Городские шеринги. Тренд на осознанность», где принял участие в качестве спикера Президент Фонда «Аксилиум» Константин Богданов. Данная сессия прошла в рамках большого международного форума инноваций БРИКС «Облачный город».
Всего на форуме собралось более 130 российских и 70 зарубежных спикеров из ОАЭ, Китая, Саудовской Аравии, Индонезии, Турции, Египта, Индии и др. Более 3 тысяч представителей 30 стран мира собрал форум, организатором которого выступило Правительство Москвы.
Константин Богданов был приглашен как создатель электронного редукциона для совместных покупок «Складчина» и рассказал о задачах, которые призван решить сервис:
«…Цель объединения людей для совместных покупок - приобретение товаров на более выгодных условиях, чем предлагается на рынке розничной торговли. В целом, как продукт кризисов, сервис нацелен на оптимизацию цепочки, где удаляются паразитирующие на этой цепочки посредники. То есть, основная задача - сокращение посреднических звеньев в цепочке дистрибуции, которые часто необоснованно создают добавленную стоимость…».
Кроме того, Константин Богданов отметил:
«.. История возникновения и развития такого рода формы покупок в сегменте В2С говорит о том, что этот инструмент возник вследствие реакции рынка на определённые обстоятельства. Такие обстоятельства возникают в результате экономических кризисов или в результате «незрелого» розничного рынка, где рынок отстает и не соответствует бюджетам покупателей. Любые изменения в модели потребления всегда продиктованы экономической необходимостью и СП не исключение, так как это продукт кризиса, когда естественным эволюционным путем идет оптимизация цепочки продвижения товаров от производителя к потребителю…».
Также, Константин обратил внимание на сходство концепции шеринга и совместных покупок:
«…Шеринг это один из элементов горизонтальной экономики, развитие которой продиктовано очередным экономическим кризисом. Как и шеринг, совместные покупки – это рациональные отношения в группе (в социуме), объединенной общим интересом. И то и другое являет собой инструмент (механизм) взаимовыручки. Принцип и концепция – раздели успех с другими, который декларируется при продвижении шеринга, более соответствует концепции коллективных покупок.
Основное сходство шеринга и СП - сокращение посредников в цепочки дистрибуции, когда аренда квартиры идет без агента, а торги (товар) двигается без посредника, который создает добавочную стоимость (нередко, не обоснованную). Олицетворение этой концепции заключено в лозунг сервиса «Складчина» - «Долой коммерческих паразитов!». И шеринг и коллективные покупки являют собой механизм (инструмент) взаимовыручки, но коллективные закупки имеют перспективу сохраниться во времени, так как не подрывают принцип владения и доминирования. Если учесть, что складчина может трансформироваться для любой группы товаров и услуг, то это более устойчивый инструмент пережить кризис и развиться за его пределами.
Шеринг, как и «Складчина», выступает катализатором пробуждения «человеческой» природы, где объединение людей вокруг интересующего предмета/товара дает искомый экономический результат и играет определяющую роль в приобретении персонального блага (выгод)...».
Константин сказал и об отличиях в концепциях шеринга и торгового редукциона для совместных покупок:
«…СП имеют еще и другой жизненный признак - в отличии от шеринга, будь то концепция «человек-человек» или концепция наподобие кар-шеринга, коллективные покупки не убивают генетические потребности человека владеть. То есть, в концепции массового шеринга нивелируется базовая потребность отличаться на базе владения. Владение определяет доминирование и в СП это принцип сохраняется, а в шеринге нет. Строго говоря, в долгосрочной перспективе это не будет работать – верх возьмет генетическая потребность доминировать за счет обладания. Именно этот факт позволяет людям отличаться, именно он дает возможность выбрать женщине лучшую жизнь для своего потомства!
Шеринг, в отличии от совместных покупок – это просто эволюционная ступень потребления, продиктованная экономической ситуацией. Дело в том, что желание владеть и отличаться (отличаться на базе владения) – это генетически заложенная в человека потребность - потребность доминирования.
Кроме того, что будет, кода совместное потребление износило товар? Можно предположить, что многократное потребление на горизонтальном уровне не способствует развитию производства, а сжимает его, последствия этого – стопорение совершенствования. То есть увеличение оборачиваемости вещи порождает спад развития производства, а, значит, возможности у производителя улучшать товар сокращаются...».
Дополнительно Константин сказал о текущих проблемах развития совместных покупок в стране и тенденциях преобразования на рынке:
«…СП давно уже стали нормой и носят массовый характер. Единственная проблема в том, что существенный объем сделок проходит в серой зоне. В той форме, когда организатором выступает физ лицо на просторах интерната посредствам соц сетей, спец форумов или мессенджеров, СП существовать уже не будут. На это есть веская причина – непрозрачность и без внимания никто это не оставит.
Нужно сказать, наблюдается позитивная тенденция, хотя и вялая, когда предприимчивые люди, понимая потенциальный объемы рынка совместных покупок, пытаются легализовать этот сектор и создают онлайн-площадки, на которых организаторами выступают сами сервисы в узком товарном сегменте. Появление в среде интернета автоматизированных онлайн сервисов для совместных закупок, которые идут на смену «серому» рынку в сегменте коллективных закупок, хороший эволюционный ход.
Сегодня есть сформированный запрос общества на другую форму, более прозрачную и контролируемую самими складчиками, где нет места обману, пересортицы, где легок возврат или обмен, то есть, обеспечен сервис. Безусловно, такая форма есть, и она существует при участии оператора. Вот именно она имеет огромную перспективу.
Нужно отметить, создавая редукцион совместных покупок наша первостепенная задача состояла в выводе СП в правовое поле, а также, решалась задача по обеспечению возможности для каждого участника закупки влиять на конечную стоимость. "Бантиком" стал и сервис в области сопровождения сделки. Все это возможно только при той модели, которую использует наш сервис, то есть с участием оператора (юр лицо), обеспечивающего безопасность сделки и контролирующего ее благополучное завершение…».
Не остался в стороне и вопрос факторов развития цивилизованного рынка совместных покупок:
«…Перспективы развития обеспечивают два основных фактора: искушённость покупателя и потребности малых (новых) производств. Покупатель интеллектуально растет, а микро-производства ищут каналы сбыта, которые не «утяжеляют» их основное направление. Прогрессивные формы СП это шанс попасть на массовый рынок и удержаться на нем для малых или начинающих производств, кому в силу устройства российского ретейла попасть на полки торговых сетей возможности нет, как и нет возможности организовать собственную массовую торговлю, например, посредствам интерната.
Безусловно, любой экономический кризис выступает катализатором к появлению новых форм дистрибуции (так сказать, «от народа»), но развитие СП связанно не только с кризисами, но и с эволюцией потребления, когда рядовой «искушённый» покупатель не желает по объективным причинам переплачивать за товар или услугу и уже сегодня руководствуется формулой - «Зачем платить за то, за что можно не платить!».
Перспективы развития шеринга:
«…Так как шеринг это просто ступень, он даже менее жизнеспособен, чем принцип коллективных покупок, где соблюдаются принципы «владения» (собственничества) на фоне общей выгоды. Совместные покупки позволяют сохранить классовость группы покупателей по их возможностям.
В момент эволюции потребления, сопровождается более глубокими кризисами, все придет к экономике натурального обмена! Тут каждый сохранит индивидуальность (классовость), отличительные преимущества на возможности делать качественнее, красивее, вкуснее, больше, быстрее и т.д.
Сегодня, можно предположить, что шеринг перейдет к комплексному потреблению – «один многое одному». Это актуально в свете высокой внутренней трудовой миграции, а направления шеринга зайдут в область альтернативных (экологичных) источников энергии…».
Основные тезисы Константина Богданова по теме шеринга:
«…Шеринг – временный инструмент адаптации человека внутри очередного экономического кризиса. Это просто эволюционная ступень концепции потребления, которая ограничена генетическими потребностями человека – доминировать за счет владения. Он нежизнеспособен в долгосрочной перспективе, так как противоречит генетической потребности человека к доминированию за счет владения…».
«…Шеринг – это рациональные отношения внутри группы (социума), объединенной общим временным интересом потребления (временная выгода). Лозунг, олицетворяющий концепцию и закладывающийся в головы масс– «раздели успех с другими» не приживется у 99% людей. Делиться любят единицы, владеть все!..».
«…Шеринг – реакция на экономический кризис, в котором развиваются горизонтальные отношения, так как иные сжимаются (утрачиваются) и не могут удовлетворить потребителя. При скором выходе из кризиса, все вернется на круги своя. При затянувшемся (более глубоком) кризисе, все неизбежно перейдет к концепции отношений «натуральный обмен», который действительно, и это исторически доказано, является «палочкой-выручалочкой» для масс…».
«…Массовый шеринг (например, кар-шеринг) – это инструмент монополизации рынка. Если он рентабелен только на гигантских объемах, то доступен он единицам! Это новая форма захвата рынка. Массовый шеринг – это монополия производственных лидеров без возможности рождения новых малых (независимых) предприятий, что ограничивает конкурентную среду и инновационный прогресс в здоровой конкурентной среде, где потребитель выбирает производителя, а спрос определяется потребностями и запросом общества. Можно предположить, что многократное потребление на горизонтальном уровне не способствует развитию производства, а сжимает его, последствия этого – стопорение совершенствования. То есть увеличение оборачиваемости вещи порождает спад развития производства, а, значит, возможности у производителя улучшать товар сокращаются…».