Педсовет "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТА"
Обоснование выбора темы педагогического совета.
В основном законе нашей страны – Конституции – сказано, что мы, народ Российской Федерации, принимаем Конституцию Российской Федерации:
– чтя память предков, передавшим нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость;
– исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями.
Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Одними призывами любить свой город, Родину ничего не сделать.
Работа должна быть целенаправленной, системной. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребенок живет.
Наследование нравственных ценностей в дошкольном возрасте – самый естественный, а потому и верный путь нравственно-патриотического воспитания, поскольку в дошкольном возрасте очень важна роль эмоциональных переживаний, которые ребенок получает в результате проживания нравственной ситуации, совершения нравственного выбора. Именно тогда он приобретает опыт нравственной деятельности. Ее нужно поддерживать, поощрять, создавать условия для ее развития.
Социокультурная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования проблему поиска средств модернизации работы по воспитанию гражданственности в новых условиях.
Перспективность заявленной темы созвучна с основной идеей программы развития дошкольной организации, где среди прочих моментов выделено развитие духовного потенциала ребенка, приобщения его к ценностям окружающего мира.
Кроме того, одной из задач плана работы коллектива в этом учебном году выделено: продолжить работу по приобщению детей к культурно-историческим ценностям, формированию элементарных представлений об истории Отечества, воспитанию осознанного, бережного отношения к историческому наследию.
Ведущие функции педагогического совета:
· Информационно-аналитическая – в ходе подготовки и проведения должны быть проанализированы средовые условия в группах по ознакомлению детей с историей родного города, выявлены особенности содержания работы с детьми разного возраста.
Воспитатели будут информированы об опыте работы других детских садов в этом направлении, политике государства и правительства в вопросе патриотического воспитания подрастающего поколения, о намечаемых мероприятиях по празднованию очередной годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
· Диагностическая – планируется при подготовке педагогического совета выявить уровень готовности воспитателей к работе по заявленной теме, оценить средовые условия для работы с детьми и родителями, готовность совершенствовать и пополнять материал. Спланирована тематическая проверка, в ходе которой должна быть дана оценка состоянию работы по этому разделу.
· Планово-прогностическая – в ходе проведения педагогического совета должны быть намечены конкретные мероприятия, способствующие позитивным изменениям среды и системности подхода к проблеме.
В ходе обсуждения поставленных вопросов будет выработано решение, которое будет обязательным для исполнения всеми членами педагогического коллектива.
· Методическая – педагоги получат конкретные методические рекомендации по организации ознакомления с городом и приобщению детей к героическому прошлому страны, изучат новые формы работы с родителями по решению задач патриотического воспитания дошкольников.
· Коммуникационная – предполагается обмен опытом между педагогами ДОО, в районе (гостевые обмены, взаимопосещения открытых мероприятий, участие в заседаниях секций МО педагогов района; участие в конкурсе методических разработок, конкурсе на лучшую постановку работы по патриотическому воспитанию в ОО).
Цели педагогического совета:
1. Проанализировать состояние работы в ДОО по приобщению детей к культурно-историческим ценностям и героическому прошлому Отечества:
– готовность воспитателей к работе по проблеме;
– создание средовых условий;
– методическое обеспечение.
2. Наметить пути совершенствования работы по решению проблемы нравственного воспитания через приобщение детей к героико-историческому прошлому Родины.
Основные вопросы педсовета:
1. Проблема воспитания гражданина.
2. Ознакомление детей с родным городом как средство приобщения их к культурно-историческому прошлому Отечества:
– особенности ознакомления с городом в разных возрастных группах (экспресс-опрос педагогов);
– создание среды при ознакомлении детей с героическим прошлым Отечества (самоотчет воспитателей);
– формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей (круглый стол).
3. О реализации регионального проекта «Воспитание дошкольника-гражданина».
4. Обсуждение проекта решения.
Проблема: Традиционность и однообразие форм организации работы тормозит процесс совершенствования патриотического воспитания в детском саду и препятствует творческому росту педагогов.
Подготовка педагогического совета.
Циклограмма мероприятий по подготовке педсовета.
Тема: «Растим патриотов. Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
Этап
Содержание работы
Сроки
Теоретический
1. Создание творческой группы по подготовке педагогического совета и оформлению материалов к участию к районном конкурсе на лучшую постановку работы по патриотическому воспитанию в ДОО
Сентябрь
2. Составление плана мероприятий по подготовке к празднованию годовщины Победы в Великой Отечественной войне
3. Составление библиографии по проблеме
4. Составление списка детской художественной литературы об историческом прошлом страны, города, села
5. Оформление заявки на участие в районном конкурсе по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста (приложение)
Октябрь
Методический
1. Консультации:
– «Перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию детей»
Сентябрь
– «Планирование работы по патриотическому воспитанию вне специально организованных занятий»
Октябрь
– «Формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей»
Ноябрь
– «Описание опыта работы по патриотическому воспитанию в форме методической разработки»
Декабрь
2. Разработка рекомендаций для родителей «Маршрут выходного дня» (ознакомление с историческими и культурными памятниками) – (приложение)
Ноябрь
3. Семинары:
– «Оформление уголков города в группах»
Декабрь
– «Использование крупномасштабных планов-схем при ознакомлении детей с городом»
Январь
Практический
1. Смотр стенных газет для родителей по проблеме патриотического воспитания
Ноябрь
2. Участие в военно-исторической игре в рамках районного конкурса «Мы сохраним славу России»
3. Оформление тематический выставки «Память жива»
Декабрь
4. Семинар-практикум по изготовлению народной игрушки и оберегов
5. Участие в «Слете поколений»
6. Экскурсия для детей и родителей «Посылка на фронт» (в краеведческий музей)
7. Выставка литературы по проблеме (совместно с городской детской библиотекой)
Январь
8. Тематическая проверка
Март
9. Смотр макетов исторических и памятных мест родного города (поселка)
Февраль
10. Гостевые обмены
Аналитический
1. Подведение итогов участия детской команды в военно-исторической игре
Ноябрь
2. Отчет творческой группы о выполнении плана мероприятий, посвященных празднованию очередной годовщины Победы в Великой отечественной войне
Март
3. Тематическая проверка. Совещание при заведующем по итогам года
4. Итоги участия коллектива детского сада в районном конкурсе на лучшую постановку работы по патриотическому воспитанию
5. Подготовка проекта решения педагогического совета
Февраль
В ходе подготовки к педагогическому совету намечены деловые совещания, такие как:
– консультации;
– семинары;
– совещания при заведующем.
Список приложений.
Приложение 1. Тезисы к докладу.
Приложение 2. Система совещаний по подготовке к педагогическому совету.
Приложение 3. Консультация «Планирование работы по патриотическому воспитанию вне специально организованных занятий».
Приложение 4. Семинар для воспитателей «Использование крупномасштабных планов-схем при ознакомлении детей дошкольного возраста с городом».
Приложение 5. План работы творческой группы педагогов ДОО.
Сформирована творческая группа по подготовке к педагогическому совету, план работы которой представлен в Приложении 5.
Творческой группой подготовлена, рассмотрена и одобрена на совещании при заведующем заявка на участие ДОО в районном конкурсе на лучшую постановку работы по патриотическому воспитанию в ОО; принят план работы по подготовке к празднованию годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне, даны рекомендации воспитателям по организации ознакомления детей с историей военных событий и подвигом защитников Отечества.
Приложение 6. При подготовке к педагогическому совету был составлен и размножен для пользования в группах список литературы по проблеме.
С целью формирования банка диагностических данных и выявления уровня готовности педагогов работать над поставленными задачами были разработаны новые и пересмотрены ранее имеющиеся методы отбора фактического материала:
· анкета для выявления уровня готовности и затруднений педагогов в работе по патриотическому воспитанию дошкольников (Приложение 7);
· вопросы для самооценки средовых условий группы по патриотическому воспитанию (Приложение 8);
· памятка к проведению тематической проверки (Приложение 9);
· анкета для родителей (Приложение 10).
Обоснование формы проведения педсовета.
Форма проведения педагогического совета – комбинированная. Хотя в повестке дня педагогического совета имеется теоретический доклад по проблеме, ее нельзя назвать традиционной, поскольку воспитатели выступают с анализом своего опыта по созданию средовых условий в группах, предполагается экспресс-опрос педагогов об особенностях работы с детьми разного возраста.
Вопрос о формах работы с родителями также предполагает коллективное обсуждение проблемы, поиск путей ее решения.
Подобная форма позволяет организовать творческую мыслительную деятельность педагогов в целях решения поставленной проблемы, что затруднительно при чисто традиционной форме проведения совещания, когда педагоги присутствуют на педсовете только в роли слушателей.
Уточнение целей педагогического совета.
В ходе подготовки к проведению педагогического совета цели педсовета были несколько конкретизированы и уточнены.
Цели:
1. Выявить состояние работы в ДОО по приобщению детей к культурно-историческим ценностям и героическому прошлому Отечества, а именно:
– готовность воспитателей к работе над проблемой;
– создание средовых условий;
– методическое обеспечение.
Использовать для оптимизации работы по патриотическому воспитанию имеющийся положительный опыт других ДОО.
2. Наметить пути совершенствования имеющихся форм работы по решению проблемы нравственного воспитания через приобщение детей к героико-историческому прошлому Родины, привлечение родителей к совместной работе с детьми.
Разработка проекта решения педагогического совета*
Констатирующая часть.
Из современного нравственного воспитания дошкольников длительное время фактически были исключены понятия патриотизма, любви к Родине, не воспитывалось толерантное отношение к людям разных национальностей.
Следует отметить, что в самые последние годы наука стала возвращаться к этой проблеме, появляются исследования по воспитанию патриотических чувств у дошкольников.
В ДОО проведена большая работа по данному направлению:
– проанализировано планирование работы по данному направлению, состояние работы в группах;
– просмотрена практическая работа с детьми;
– проведены семинары-практикумы по данной проблеме;
– организован конкурс по созданию уголков города в группах;
– проведены консультации по планированию работы в данном направлении.
Коллектив принял активное участие в районном конкурсе на лучшую постановку работы по патриотическому воспитанию в ОО.
В ДОО накоплен определенный положительный опыт приобщения к национальному как базе патриотического воспитания. Об этом говорят результаты участия детского сада в разнообразных мероприятиях. (Следует перечень достижений коллектива ДОО в рамках обозначенной проблемы.)
Интерес педагогов к заявленной теме подтверждается результатами опроса педагогов, самоанализом средовых условий групп, проведенной тематической проверкой.
Работа находится на этапе активного развития. Следует продолжить поиск адекватного содержания и технологий, отказаться от привычных форм, развивать изучение механизма и этапов формирования такого сложного социального чувства, как любовь к Отечеству.
Постановляющая часть:
1. Разработать конспекты занятий по ознакомлению детей с героями, имена которых носят улицы, прилегающие к детскому саду.
Ответственные – воспитатели.
Срок – 15 апреля.
2. Разработать схему планирования специально организованной совместной деятельности по проблеме в разных возрастных группах.
Ответственные – творческая группа, ст. воспитатель.
Срок – к новому учебному году.
3. Принять участие в районных акциях («Цветы на граните» и др.).
Ответственный – заведующий.
Срок – май.
4. Разработать план мероприятий с детьми и родителями к празднованию годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
Ответственные – ст. воспитатель, музыкальный руководитель.
Срок – 15 апреля.
5. Создать для родителей рукописные журналы по проблеме патриотического воспитания.
Ответственные – воспитатели.
Срок – май.
Управленческие выводы
по дальнейшему повышению эффективности
деловых совещаний в образовательной организации
Для дальнейшей оптимизации процесса необходимо:
– создать оптимальные условия для самообразования, повышения образовательного и квалификационного уровней педагогов;
– провести конкретное выделение этапов подготовки совещания;
– практически обосновать распределение обязанностей среди участников совещания;
– обеспечить активное участие всех членов коллектива в подготовке и проведении совещания;
– скоординировать действия всех педагогов, работающих с детьми;
– предусмотреть возможность «обратной связи» в действиях педагогов;
– формировать информационный банк данных по проблеме.
Литература
1. Волобуева, Л. М. Работа старшего воспитателя с педагогами / Л. М. Волобуева. – М. : ТЦ «Сфера», 2009.
2. Поздняк, Л. В. Управление дошкольным образованием / Л. В. Поздняк, Н. Н. Лященко. – М. : Аcadem A, 1999.
3. Третьяков, П. И. Дошкольное образовательное учреждение : управление по результатам / П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. – М. : ТЦ «Сфера», 2007.
4. Фалюшина, Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении / Л. И. Фалюшина. – М. : Аркти, 2003.