Найти тему

Интервью с художником

Сегодня расскажу о встрече с художником С.В. Артемьевым. Его выставка проходила у нас в картинной галерее по многочисленным просьбам жителей нашего города. А всё потому, что его работа " Девушка с зеркалом", заняла 1 место Региональном конкурсе художников " Арт- Сабантуй -2023". Ссылка на публикацию будет в конце статьи.

Полина. Картон, пастель ,2020 г
Полина. Картон, пастель ,2020 г

Каков он, творец работ с необычной техникой исполнения? В интервью с ним, буду вставлять фото его работ.

Родом из г. Ленинграда. 1960 г. р. По профессии- бухгалтер, кем и работает до сих пор. Рисовать любил с детства.Талант перешел по наследству,является праправнуком С.В.Малютина - создателя русской матрёшки . Член Союза художников, член Петровской академии наук и искусств, член ассоциации Павловских художников «Храм Дружбы».Женат, взрослые дочь и сын, есть внук.

С.В. Артемьев. На выставке в Альметьевской Картинной Галерее
С.В. Артемьев. На выставке в Альметьевской Картинной Галерее
Автопортрет в полосатой рубашке. Холст, масло, 2003 г.
Автопортрет в полосатой рубашке. Холст, масло, 2003 г.

Сергей Васильевич, почему, не имея профессионального образования, вы выбрали путь художника?

- Родители мои - никакого отношения к искусству не имеют. А я рисовал с детского сада. Мир природы я всегда видел по- особенному. Однажды, гуляя с мамой, я увидел лужу, взял воду в ладони и захотел попить. Она мне казалась волшебной, т.к. в лучах солнца края лужи переливались удивительными цветами.

Родители отвели меня на занятия по рисованию во Дворец пионеров, где я проучился 3 года.

Впервые в международной выставке я принял участие в 1967 году, когда мне было семь лет. В числе шести отобранных художественных работ была и моя. В том же году мои картины были представлены уже в Русском музее.

В 10 лет,через общих знакомых ,меня представили известному живописцу Александру Ивановичу Лактионову: он посмотрел мои работы, а на летних каникулах взял меня в ученики. В этот же год он познакомил меня с Александром Шиловым.

Вообщем, с рисованием я никогда не расставался.

Тунисская женщина. Картон, пастель, 2012 г.
Тунисская женщина. Картон, пастель, 2012 г.

А почему же вы так и не получили профессиональное художественное образование?

-В школе я увлекался астрономией и решил поступать на отделение астрономии математико-механического факультета университета. Через полтора года понял, что будущая профессия не принесет мне того дохода, который бы меня устроил.

И решил пойти в армию, но в весенний призыв меня не призвали. Тогда, чтобы не терять время, подал документы в художественный вуз, поскольку рисовать я не переставал. Со своими «этюдиками» направился в Академию художеств им. Репина. Увидев работы абитуриентов, я в свои 19 лет решил, что пока мне рано в академию.

Через некоторое время хотел подать документы в Мухинское художественное училище, но опоздал на один час. Подумал, что не судьба. В итоге с отличием окончил инженерно-экономический институт.

Багетный мастер Максим Панин. Холст, масло, 2015 г. Друг художника, рано погиб. Работа не завершена специально
Багетный мастер Максим Панин. Холст, масло, 2015 г. Друг художника, рано погиб. Работа не завершена специально

Ну и как же Вы стали художником?

- Во время учебы в институте, художественное творчество я не бросил: поступил в изостудию ДК им. Капранова, где занимался у питерского художника С.Б. Эпштейна, который являлся учеником И.И. Бродского. Тот в свою очередь был учеником И.Е. Репина.

Профессиональное образование - это, несомненно, хорошо, но изначально в человеке должна быть основа. Объясню: чтобы получить бриллиант, нужно огранить алмаз; но если подвергнуть огранке гранитный камушек, он все равно останется гранитом. Художник рисует глазами, а руки - это лишь инструмент.

Портрет Л.А. Васильевой. Холст, масло, 2017 г.
Портрет Л.А. Васильевой. Холст, масло, 2017 г.

Каков Ваш стиль, как бы Вы его сами назвали?

- Реализм. Меня почему-то часто причисляют к фотореалистам, но это не так. Фотореалисты просто копируют фотографии. Я же в своих работах использую фотографии лишь как подсобный материал. Многие художники используют при создании своих полотен фотографии.

Над колыбелью.Холст, масло 2011- 2020 гг.
Над колыбелью.Холст, масло 2011- 2020 гг.

К Вам ,говорят, много девушек просятся в натурщицы?

-Да , это так! Понимаете, какую бы я не написал, она обязательно выходит замуж.

Римская улочка. Холст, масло, 2020-2023 гг.
Римская улочка. Холст, масло, 2020-2023 гг.

У Вас есть канал на YouTub?

-Есть, но веду его не я. Мне помогает мой сын. Видите, какой у меня простенький телефон? А штрихкоды около каждой картины? Это всё работа сына. Он снимает видео о создании скетчей и выкладывает их на канале.

(Для справки : он изображает мелкие предметы и еду так, что рисунки совершенно не отличить от оригинала. Подвох можно заметить, разве что только посмотрев на них под углом.На выставке подобных работ не было, поэтому и не показываю -только видео показывали. )

Сколько времени у Вас уходит, например, над созданием скетча с огурцом?

-Меньше часа.

Римская нищенка. Картон, пастель, 2019 г.
Римская нищенка. Картон, пастель, 2019 г.

Как долго Вы пишете картину?

- По-разному: от двух с половиной дней до нескольких месяцев. Параллельно в работе у меня бывает 5-6 портретов, а однажды было 11. Берусь за то, к чему больше лежит душа. Работаю над прорисовкой деталей обязательно с лупой.Сроки по обязательствам соблюдаю . Пишу маслом на холсте и пастелью на картоне. У меня традиция : пока работу не завершу, я её в красивую раму не оформляю. На этой выставке у меня несколько незавершенных работ.

В чём секрет написания таких совершенных работ?

- Главное для меня это холст. Покупаю я его в Италии, изготавливают его из Бельгийского льна. Он как шёлк на ощупь. Затем тщательно грунтую, и подготавливаю его так, чтоб не было ни одного бугорка.

Портрет Марины Яковлево. Картон, пастель,2017 г.
Портрет Марины Яковлево. Картон, пастель,2017 г.

-Как -то меня попросили написать портрет одного артиста. И мне захотелось написать серию из девяти портретов своих любимых действующих актеров. В нее вошли Андрей Мерзликин, Евгений Миронов, Сергей Маковецкий, Глафира Тарханова, Юлия Пересильд, Алексей Гуськов, Владимир Машков,...

А сколько времени у Вас ушло на создание одного портрета?

-Около 3-4 часов.Конечно, ни у одного из артистов не было несколько свободных дней позировать мне, и я писал их портреты с фотографий.

"Девятерник моих любимых актёров". Холст, масло, 2021- 2023 гг.
"Девятерник моих любимых актёров". Холст, масло, 2021- 2023 гг.

У вас есть картины известных людей из Франции, как это случилось?

-Находился в деловой поездке во Франции. У Пьера Кардена намечался юбилей. Его друзья попросили написать картину для подарка.

Автограф Пьера Кардена
Автограф Пьера Кардена

-Идея, как создать необычный портрет, мне пришла сразу. Я решил, что нужно в одной работе отразить всю жизнь героя. Писал тот портрет я около двух с половиной месяцев. В нем есть и Венеция -  Пьер Карден родом из Италии, и миниатюрный портрет Кристиана Диора, с которым была тесно связана его профессиональная деятельность во Франции.

Также я добавил на полотно миниатюрные портреты Захарова, Абдулова и Караченцова, так как Карден участвовал в финансировании спектакля «Юнона и Авось», и многих других людей, с кем была связана его жизнь. ( (На выставке, конечно, работы о которой он рассказывал,не было. Был только " Автограф Пьера Кардена"- см. выше)

Кстати, в подобной же манере мной выполнен портрет актрисы Катрин Денев.

Портрет Катрин Денев.Холст, масло, 2013 г.
Портрет Катрин Денев.Холст, масло, 2013 г.
Автограф Пьера Ришара
Автограф Пьера Ришара

Вы сразу представляете конечный результат?

- Да. Остается только перенести на полотно.

Сколько всего у вас работ?

- Около двух тысяч, учитывая портретные миниатюры диаметром 12 сантиметров.

В чем вы черпаете вдохновение?

- Это может быть все, что угодно. Красивое, цепляющее: девушка, песня, стихи…

Расскажите о своем хобби.

- Еще со студенческих времен мы с друзьями ходили на байдарках. Традиция такого «культурного бомжевания» сохранилась и по сей день. Ежегодно в августе на пару недель стараемся выбираться в Северное Приладожье. Уже 20 лет этой традиции. Из таких походов я всегда возвращаюсь с несколькими этюдами, некоторые впоследствии перерастают в выставочные работы.

Фёдоровы.Холст, масло, 2008 г.
Фёдоровы.Холст, масло, 2008 г.
Тихое утро на Ладоге, холст, масло, 2023 г.
Тихое утро на Ладоге, холст, масло, 2023 г.
Страж карельского леса. Холст, масло, 2010 г.
Страж карельского леса. Холст, масло, 2010 г.

Что нового у Вас в творческих планах?

-Сейчас я начал писать картины , показывающие семейные ценности.Побывав на конкурсе детских рисунков мне захотелось раскрыть тему семейного счастья.("Портрет Евгении Свечкарёвой с сыном Артёмом"-С. Артемьев:" Посмотрите, ведь правда сын маму очень красиво нарисовал?". Фото ниже)

Написав картину " Девушка с цветком" (2012-2020 гг.), ко мне обратились со многими заказами из восточных стран ближнего зарубежья. Работы на несколько лет хватит.

( Картина " Девушка с цветком" на выставке была, но показать не могу- девушка слегка обнажена)

Портрет Евгении Свечкарёвой с сыном Артёмом. Холст, масло, 2018
Портрет Евгении Свечкарёвой с сыном Артёмом. Холст, масло, 2018

На этом интервью закончилось. С. В. Артемьев начал подходить по очереди к каждой из своих картин и рассказывать о тех ,кого он изобразил, с большой любовью и уважением.

Видео с его работами я ещё буду выкладывать позже на своём канале. Уж очень мне они понравились!

Художник Людмила Пигина,холст, масло, 2017 г.
Художник Людмила Пигина,холст, масло, 2017 г.

А пока хочу ещё добавить : С. Артемьев находит время учить детей рисованию. По собственному добровольному желанию. Просто потому ,что хочет и может. Его мастер-классы случаются тогда и там, где позволяют обстоятельства. В конце выставки в нашем городе он тоже проводил мастер- классы для желающих по чисто символической цене.

В завершении хочу сказать, что многогранность таланта Артемьева воистину уникальна .Например, в своё время Сергея Васильевича не приняли в Союз художников из-за того, что профессионалы , состоявшие в приёмной комиссии худсовета, посчитали его полотна обработанными снимками. Уж слишком сильно те граничили с фотореализмом. В конце концов С. Артемьеву пришлось демонстрировать процесс написания картин поэтапно.

Работ на выставке в нашей картинной галерее было немного, большинство , как сказал С. Артемьев, раскупили. Лично себе он мало оставляет.Картины находятся в частных коллекциях и музеях в России и за рубежом : Финляндии, США, Канаде, Франции, Германии, Австралии.

Каждому пришедшему на открытие выставки,он подарил понравившуюся работу (фото- открытку) с автографом.

Портрет художницы Анастасии Бойко. Автор - Артемьев С. В., Санкт-Петербург.Картон, пастель, 2019 г.
Не унывай!28 июля 2023

До встречи на моём канале!