Сегодня расскажу о встрече с художником С.В. Артемьевым. Его выставка проходила у нас в картинной галерее по многочисленным просьбам жителей нашего города. А всё потому, что его работа " Девушка с зеркалом", заняла 1 место Региональном конкурсе художников " Арт- Сабантуй -2023". Ссылка на публикацию будет в конце статьи.
Каков он, творец работ с необычной техникой исполнения? В интервью с ним, буду вставлять фото его работ.
Родом из г. Ленинграда. 1960 г. р. По профессии- бухгалтер, кем и работает до сих пор. Рисовать любил с детства.Талант перешел по наследству,является праправнуком С.В.Малютина - создателя русской матрёшки . Член Союза художников, член Петровской академии наук и искусств, член ассоциации Павловских художников «Храм Дружбы».Женат, взрослые дочь и сын, есть внук.
Сергей Васильевич, почему, не имея профессионального образования, вы выбрали путь художника?
- Родители мои - никакого отношения к искусству не имеют. А я рисовал с детского сада. Мир природы я всегда видел по- особенному. Однажды, гуляя с мамой, я увидел лужу, взял воду в ладони и захотел попить. Она мне казалась волшебной, т.к. в лучах солнца края лужи переливались удивительными цветами.
Родители отвели меня на занятия по рисованию во Дворец пионеров, где я проучился 3 года.
Впервые в международной выставке я принял участие в 1967 году, когда мне было семь лет. В числе шести отобранных художественных работ была и моя. В том же году мои картины были представлены уже в Русском музее.
В 10 лет,через общих знакомых ,меня представили известному живописцу Александру Ивановичу Лактионову: он посмотрел мои работы, а на летних каникулах взял меня в ученики. В этот же год он познакомил меня с Александром Шиловым.
Вообщем, с рисованием я никогда не расставался.
А почему же вы так и не получили профессиональное художественное образование?
-В школе я увлекался астрономией и решил поступать на отделение астрономии математико-механического факультета университета. Через полтора года понял, что будущая профессия не принесет мне того дохода, который бы меня устроил.
И решил пойти в армию, но в весенний призыв меня не призвали. Тогда, чтобы не терять время, подал документы в художественный вуз, поскольку рисовать я не переставал. Со своими «этюдиками» направился в Академию художеств им. Репина. Увидев работы абитуриентов, я в свои 19 лет решил, что пока мне рано в академию.
Через некоторое время хотел подать документы в Мухинское художественное училище, но опоздал на один час. Подумал, что не судьба. В итоге с отличием окончил инженерно-экономический институт.
Ну и как же Вы стали художником?
- Во время учебы в институте, художественное творчество я не бросил: поступил в изостудию ДК им. Капранова, где занимался у питерского художника С.Б. Эпштейна, который являлся учеником И.И. Бродского. Тот в свою очередь был учеником И.Е. Репина.
Профессиональное образование - это, несомненно, хорошо, но изначально в человеке должна быть основа. Объясню: чтобы получить бриллиант, нужно огранить алмаз; но если подвергнуть огранке гранитный камушек, он все равно останется гранитом. Художник рисует глазами, а руки - это лишь инструмент.
Каков Ваш стиль, как бы Вы его сами назвали?
- Реализм. Меня почему-то часто причисляют к фотореалистам, но это не так. Фотореалисты просто копируют фотографии. Я же в своих работах использую фотографии лишь как подсобный материал. Многие художники используют при создании своих полотен фотографии.
К Вам ,говорят, много девушек просятся в натурщицы?
-Да , это так! Понимаете, какую бы я не написал, она обязательно выходит замуж.
У Вас есть канал на YouTub?
-Есть, но веду его не я. Мне помогает мой сын. Видите, какой у меня простенький телефон? А штрихкоды около каждой картины? Это всё работа сына. Он снимает видео о создании скетчей и выкладывает их на канале.
(Для справки : он изображает мелкие предметы и еду так, что рисунки совершенно не отличить от оригинала. Подвох можно заметить, разве что только посмотрев на них под углом.На выставке подобных работ не было, поэтому и не показываю -только видео показывали. )
Сколько времени у Вас уходит, например, над созданием скетча с огурцом?
-Меньше часа.
Как долго Вы пишете картину?
- По-разному: от двух с половиной дней до нескольких месяцев. Параллельно в работе у меня бывает 5-6 портретов, а однажды было 11. Берусь за то, к чему больше лежит душа. Работаю над прорисовкой деталей обязательно с лупой.Сроки по обязательствам соблюдаю . Пишу маслом на холсте и пастелью на картоне. У меня традиция : пока работу не завершу, я её в красивую раму не оформляю. На этой выставке у меня несколько незавершенных работ.
В чём секрет написания таких совершенных работ?
- Главное для меня это холст. Покупаю я его в Италии, изготавливают его из Бельгийского льна. Он как шёлк на ощупь. Затем тщательно грунтую, и подготавливаю его так, чтоб не было ни одного бугорка.
-Как -то меня попросили написать портрет одного артиста. И мне захотелось написать серию из девяти портретов своих любимых действующих актеров. В нее вошли Андрей Мерзликин, Евгений Миронов, Сергей Маковецкий, Глафира Тарханова, Юлия Пересильд, Алексей Гуськов, Владимир Машков,...
А сколько времени у Вас ушло на создание одного портрета?
-Около 3-4 часов.Конечно, ни у одного из артистов не было несколько свободных дней позировать мне, и я писал их портреты с фотографий.
У вас есть картины известных людей из Франции, как это случилось?
-Находился в деловой поездке во Франции. У Пьера Кардена намечался юбилей. Его друзья попросили написать картину для подарка.
-Идея, как создать необычный портрет, мне пришла сразу. Я решил, что нужно в одной работе отразить всю жизнь героя. Писал тот портрет я около двух с половиной месяцев. В нем есть и Венеция - Пьер Карден родом из Италии, и миниатюрный портрет Кристиана Диора, с которым была тесно связана его профессиональная деятельность во Франции.
Также я добавил на полотно миниатюрные портреты Захарова, Абдулова и Караченцова, так как Карден участвовал в финансировании спектакля «Юнона и Авось», и многих других людей, с кем была связана его жизнь. ( (На выставке, конечно, работы о которой он рассказывал,не было. Был только " Автограф Пьера Кардена"- см. выше)
Кстати, в подобной же манере мной выполнен портрет актрисы Катрин Денев.
Вы сразу представляете конечный результат?
- Да. Остается только перенести на полотно.
Сколько всего у вас работ?
- Около двух тысяч, учитывая портретные миниатюры диаметром 12 сантиметров.
В чем вы черпаете вдохновение?
- Это может быть все, что угодно. Красивое, цепляющее: девушка, песня, стихи…
Расскажите о своем хобби.
- Еще со студенческих времен мы с друзьями ходили на байдарках. Традиция такого «культурного бомжевания» сохранилась и по сей день. Ежегодно в августе на пару недель стараемся выбираться в Северное Приладожье. Уже 20 лет этой традиции. Из таких походов я всегда возвращаюсь с несколькими этюдами, некоторые впоследствии перерастают в выставочные работы.
Что нового у Вас в творческих планах?
-Сейчас я начал писать картины , показывающие семейные ценности.Побывав на конкурсе детских рисунков мне захотелось раскрыть тему семейного счастья.("Портрет Евгении Свечкарёвой с сыном Артёмом"-С. Артемьев:" Посмотрите, ведь правда сын маму очень красиво нарисовал?". Фото ниже)
Написав картину " Девушка с цветком" (2012-2020 гг.), ко мне обратились со многими заказами из восточных стран ближнего зарубежья. Работы на несколько лет хватит.
( Картина " Девушка с цветком" на выставке была, но показать не могу- девушка слегка обнажена)
На этом интервью закончилось. С. В. Артемьев начал подходить по очереди к каждой из своих картин и рассказывать о тех ,кого он изобразил, с большой любовью и уважением.
Видео с его работами я ещё буду выкладывать позже на своём канале. Уж очень мне они понравились!
А пока хочу ещё добавить : С. Артемьев находит время учить детей рисованию. По собственному добровольному желанию. Просто потому ,что хочет и может. Его мастер-классы случаются тогда и там, где позволяют обстоятельства. В конце выставки в нашем городе он тоже проводил мастер- классы для желающих по чисто символической цене.
В завершении хочу сказать, что многогранность таланта Артемьева воистину уникальна .Например, в своё время Сергея Васильевича не приняли в Союз художников из-за того, что профессионалы , состоявшие в приёмной комиссии худсовета, посчитали его полотна обработанными снимками. Уж слишком сильно те граничили с фотореализмом. В конце концов С. Артемьеву пришлось демонстрировать процесс написания картин поэтапно.
Работ на выставке в нашей картинной галерее было немного, большинство , как сказал С. Артемьев, раскупили. Лично себе он мало оставляет.Картины находятся в частных коллекциях и музеях в России и за рубежом : Финляндии, США, Канаде, Франции, Германии, Австралии.
Каждому пришедшему на открытие выставки,он подарил понравившуюся работу (фото- открытку) с автографом.
До встречи на моём канале!