Его иллюстрации укоренились в сознании. Когда называют волшебного персонажа, упрямая память выдает его таким, каким нарисовал художник моего детства. Иван Яковлевич Билибин, юрист, график, театральный оформитель и участник объединения "Мир искусства" (16 августа 1876 г.- 7 февраля 1942 г).
Закончив полный курс юридического факультета Петербургского университета, он выбрал делом жизни живопись. Конкретнее - сказочную тему. Художник изучал русское народное и декоративное искусство, в том числе и на Русском Севере. И.Я. Билибин черпал вдохновение в крестьянской вышивке и деревянной резьбе, русских иконах и лубочных картинках. Но также применял достижения японской ксилографии, немецких рисовальщиков. Так возникла его своеобразная ветвь модерна в русской книжной и журнальной графике.
Кто-то считает рисунки этого иллюстратора пугающими. Подобную мысль воплощает известный мем, а это уже единица культурной информации (заключенная в разуме многих индивидов).
Не знаю, как насчет психических девиаций, в моем детстве гораздо больше страху нагоняли "Сказки цыган России". Про Василису же было и пугающе, и заманчиво одновременно. Черепа придавали определенный антураж. Делали Бабу-Ягу настоящей, что ли. Как-то не верилось в те истории, когда этот персонаж казался милым и доброжелательным. А недавно из лекции Варвары Добровольской узнала, что согласно мифу, "мы видим лесную старуху, которая проводит с ребенком обряд инициации и переводит его в иное возрастное или социальное измерение". Полагаю, можно считать службу Василисы у Бабы-Яги чем-то наподобие инициации.
А Кощей какой? Просто загляденье.
Билибину заказывали оформление спектаклей на тему русских народных сказок и русской старины. Он успешно с этим справлялся, потому что детализировано занимался костюмами персонажей даже на иллюстрациях. Тем более скрупулезными получались эскизы к постановкам. Посмотрите на подробности интерьера, для художника нет неважных мелочей.
В основе композиционно-пластических решений художника лежит линейно-орнаментальная выразительность. Обратим внимание на рамки рисунков И.Билибина. Обрамление не как формальность, а как важная часть смысловой нагрузки. Тщательно прорисованный и подробный узорчатый контурный рисунок, расцвеченный акварелью, стал базой для стиля И.Я. Билибина. Он получил название по фамилии графика - "билибинский", и сделался популярным. Между прочим, автор перенес его в открытки, плакаты и календари. Даже к рекламе художник подходил творчески.
Большое внимание автор уделял рисованным шрифтам. Они помогают созданию зрительной целостности графического образа, по мнению Билибина. Глядя на его каллиграфическую манеру, невольно переносишься ко временам летописцам Нестора и монахов-переписчиков.
После революции И.Я. Билибин эмигрировал в Египет, затем в Париж. Там продолжал успешно иллюстрировать сказки, оформлял оперы и спектакли, даже расписывал православные храмы. Неорусский стиль завоевывал популярность в Европе в том числе и благодаря Билибину. Кроме того, художник стал писать собственные пейзажи. Надо признать, они тоже получались неплохо.
В 1936 году художник вернулся на родину, в Советский Союз. Его приняли достойно, он стал доктором искусствоведения. К сожалению, в первую же блокадную зиму Билибин умер от истощения. Современники вспоминают, что он работал до последнего.