Найти тему
S_H_A_M_A_N_K_A

Нейрографика как метод выхода из состояния прокрастинации.

Тихонова Ксения Александровна, Инструктор Нейрографики

Институт Психологии Творчества

Tihhonova Kseniia

Аннотация. В статье рассматривается феномен прокрастинации, причины возникновения данного феномена и методы его решения, а так же предлагается новаторский метод арт-терапевтической работы с состоянием прокрастинирвоания - нейрографика.

Ключевые слова: прокрастинация, самоэффективность, перфекционизм, самооценка, нейрографика, активы нейрографики.

В настоящее время успех стал эквивалентом соответствия требованиям рынка и общества. Человек ежедневно сталкивается с необходимостью выдерживать конкуренцию, быть эффективным, квалифицированным, образованным. В данных обстоятельствах научный интерес к аспектам и факторам, способствующим достижению успеха в областях развития человека: образование, профессиональный и карьерный рост, оправданно возрастает. При этом важно обратить внимание как на исследования темы, идущей в параллели, темы прокрастинации, феномена противоположного «достигаторству», так и методам выхода из нее.

Понятие «прокрастинация» впервые как научный термин было введено в 1977 году Полом Рингенбах в книге «Прокрастинация в жизни человека». Следом вышла книга А. Эллиса и В. Кнауса «Преодоление прокрастинации» [Ellis, Knuas 1979], что закрепило использование термина «прокрастинация» для обозначения феномена «промедления», «откладывания» дел на потом.

Для того, чтобы разобраться с тем, как можно помочь человеку выйти из состояния прокрастинации, предлагаем рассмотреть основные причины данного феномена:

  • -  Страх провала и страх успеха. Как подсознательное ограничение себя отсопутствующих эффектов успеха, таких как зависть, критика, и/или от заранее осознаваемого провала, в случае если прокрастинатор убежден в неуспешности действий.
  • -  Перфекционизм. Излишняя концентрация внимания на совершенстве деталей и страх выдать неидеальный результат.
  • -  Непокорность (дух противоречия). Намеренная попытка задать свои правила игры, неподчинение установленным срокам прокрастинатор подсознательно воспринимает как борьбу с миром, социумом, руководством.
  • -  Теория временной мотивации. Чем больше времени остается до сроков сдачи дел, тем менее важным кажется само дело, а если человек все чаще откладывает дело на потом, тем менее важным оно кажется. [19]
  • -  Некорректная приоритетность. Краткосрочные цели человек воспринимает как более значимые, так как их достижение позволяет наиболее быстрым образом получить поощрение. [16]
  • -  Психологическая защита. В случае если человек попадает в ситуацию, где от его действий зависит оценка его качеств, что может привести к травмирующим воспоминаниям детства, вызывающих чувство вины, тревоги, стыда. Т.о. прокрастинация становится методом избегания болезненных ситуаций. Сюда же можно отнести людей с заниженной самооценкой, для которых откладывание дел на потом выступает защитой и оттягиванием во времени момента оценивания. [6], [16]
  • -  Иррациональные убеждения. Человек наделяет себя завышенными характеристиками относительно реальных возможностей, тогда нехватка времени становится объективной в его глазах причиной несвоевременного выполнения дел. [16]

В современных статьях, посвященных прокрастинации, на русскоязычном пространстве выделяется 2 основных типа прокрастинаторов, «активные» и «пассивные». Так отмечаем в работах [3], [12], [15], [21]

Активные прокрастинаторы характеризуются намеренным откладыванием дел для создания излишнего психо-эмоционального давления в условиях сжатых сроков и повышенной ответственности за результат. Такое поведение выступает дополнительным мотивационным моментом к завершению дел, так же их называют искателями острых ощущений.

Пассивные прокрастинаторы откладывают решение вопросов с целью избежать неприятные ощущения, эмоции, и/или с целью переключить внимание на более приятное занятие. [15]

Основными негативными эффектами прокрастинирования можно назвать:
1.
Снижение «самоэффективности». Понятие самоэффективности было введено А.Бандура, как представление о собственной способности достичь успеха. Согласно теории самоэффективности успешность предприятия зависит не только от объективной, но и от субъективной оценки качеств и профессиональных компетенций человека. Постановка цели, задач, вовлеченность в тему, мотивированность, качество действий и определение направления вектора внимания обусловлены самоэффективностью. [4] При этом, если активные прокрастинаторы в рамках дефицита времени получают удовольствие от активизации внутренних ресурсов и их уровень самоэффективности не отличается от непрокрастинаторов, то пассивные прокрастинаторы являются представителями людей с низким уровнем

самоэффективности. [3]
2.
Субъективное восприятие себя как нересурсное Я. Согласно исследований

М.И. Ильюшиной ресурсами личности является система взаимосвязанных компонентов, таких как возможностей организма, средств, потенциальных возможностей развития личности, их осознания и умения пользоваться.

Данная взаимосвязь является необходимостью для самореализации, личностного роста, преодоления жизненных трудностей.[9] Субъективная оценка себя как человека без ресурсов ведет к жизненной дезориентации и как следствие к социальной неэффективности, угрозе личностного роста, тревогам, депрессии, чувству вины.

3. Снижение индивидуальной и корпоративной производительности. Возможность эффективно управлять временем напрямую влияет на личную продуктивность. Карьерный и финансовый рост, удовлетворительные деловые отношения, корпоративная производительность возможны только при грамотном распределении сил и времени. Потеря времени при прокрастинировании дает противоположный эффект. [7]

Можно отметить, что основной объем современных исследований прокрастинации направлен на прокрастинацию студентов, изучение феномена «академической прокрастинации» среди юношей. [3], [10], [11], [12], [15], [21] Под угрозой состояния прокрастинации молодое поколение, люди, за которыми стоит построение будущего.

В данной статье мы бы хотели затронуть немаловажный вопрос методов выхода из состояния прокрастинации.

Так в работе В.В. Корниенко и М.Ю. Шпейт предлагается воспользоваться следующим алгоритмом действий:

  1. Ежедневно вести список дел.
  2. Анализировать список и отказываться от несущественных задач дляосвобождения времени.
  3. Разделять объемные задачи на несколько частей для нивелирования чувствастраха.
  4. Убирать все лишнее из поля зрения на время работы для повышениясосредоточенности.
  5. Не пытаться достичь идеала для снижения страха критики. [11]

Джон Перри в своем эссе «Структурированная прокрастинация» [26] предлагает структурировать список задач таким образом, чтобы в начале списка находились самые важные, а ниже не менее достойные, но требующие выполнения дела. При такой структуризации дел, по мнению Джона Перри, прокрастинатор способен выполнять важные дела, избегая верхних строчек.

В своем исследовании О.В. Чурсинова фокусирует свою внимание на следующих шагах:

  1. Диагностирование самооценки и степени выраженности прокрастинации.
  2. Повышение самооценки техниками самопознания, SWOT анализ личности.
  3. Повышение уровня саморегуляции.
  4. Повышение мотивации при помощи арт-коучинговых техник. [23]

Д.А. Каменский и М.Ю. Юнусова в статье «Физическая активность в преодолении прокрастинации студентов» отмечают положительное влияние регулярной физической нагрузки на снижение фактора стресса и тревожности, нормализации сна. Результаты их исследования, подкрепленные результатами теста «Шкала иррациональной прокрастинации Пирса», показали прямую зависимость способности к самоорганизации и снижение уровня прокрастинации от умеренной регулярной физической нагрузки. [10]

Е.С.Гришаева в преодолении академической прокрастинации подростков предлагает использовать модель «успех-содействие», подразумевая объединение учащихся в небольшие группы, где каждый ответственен за свою часть задания, как личный результат, но так же и за результат группы, как участник группового кейса. Обязательным условием предлагается объединить в группе «сильного», «среднего» и «слабого» участников. Оценка групповой работы снимает страх с прокрастинатора быть оцененным и дает возможность работать в своем темпе. [5]

А.А. Алимов в работе «Формирование смысловой установки как условие преодоления прокрастинации стендов в учебной деятельности» выделяет метод психологического проектирования как один из наиболее эффективных в достижении цели. Суть метода заключается в связывании учебной деятельности с жизненной перспективой и придание личностных смыслов, тем самым простраивая идеальное будущее. [2]

Мы же предлагаем рассмотреть нейрографику, как достаточно новаторский метод выхода из состояния прокрастинации. «Нейрографика - это метод, объединяющий графические приемы и техники, которые дают человеку возможность взаимодействовать с самим собой, своим окружением и миром в целом». [17, с.48]. Автором данного метода является Павел Михайлович Пискарев. Нейрографика родилась в 2014 году, очень быстро стала популярной в различных отраслях помогающей профессии, ее применяют как в консультировании, коучинге, так и в различных мастер-классах. Нейрографику можно отнести к арт-терапевтическому методу. [24] Основываясь на теории метода, нейрографика позволяет нарисовать все, что угодно от событий прошлого до примирений острых конфликтных ситуаций, применяется более чем в 30 странах мира.

При этом в современных изданиях не описано действие метода в решении вопроса о выходе из состояния прокрастинации.

Метод нейрографики и алгоритмы нейрографики при работе с различными причинами возникновения состояния прокрастниции.

Автор метода определяет основными активами нейрографики следующее:

-графический алфавит (фигуры круг, квадрат, треугольник)

-нейрографическая линия (линия Пискарева) - это такая линия, которая на каждом этапе рисования не похожа сама на себя, и которую мы ведем туда, где не ожидаем ее увидеть.

-нейрографический паттерн, уникальный паттерн, позволяющий снять остроту и конфликтность за счет округления углов при пересечении линий.

-Базовый алгоритм (БА) - неизменная основа метода нейрографики, заключающая в себе последовательность действий, наделенных определенным смыслом:

1. Тема 1.0 Определение задачи, которую человек хочет решить в работе.
2. Композиция. Пункт, который отличает один алгоритм от другого.
3. Сопряжение (округление). Гармонизация рисунка, часто вызывает состояние сопротивления, при качественной рефлексии поднимаются телесные и эмоциональные состояния, воспоминания. Дискомфорт обязательно сменяется чувством удовольствия после качественной работы.
4. Интеграция:
4.1 Фигура и фон. Пункт в которым противопоставление себя миру сменяется объединением с ним, признанием себя частью мира.
4.2 Архетипирование. Определение в рисунке больших неправильных фигур цветовыми пятнами, что объединяет смыслы, а пересечение линий цветом дает понимание возможности выхода за рамки имеющегося мышления. Все это дает импульс к новым решениям, проявляются потоки энергии, ресурсность.
5. Линии поля. Выход на уровень духовной энергии, присутствие высших сил. Здесь случается мистический эффект синхронизации событийности с реальностью.
6. Фигура фиксации. Фиксация впечатления от работы, доведение ее до логического завершения, проявление графического решения поставленной задачи.
7. Стилизация. Доведение работы до эстетического совершенства, до состояния глубоко удовлетворения от рисунка, ведь если рисунок не нравится, то эффект от работы не будет столь ярким, каким может быть.
8. Тема 2.0. Актуализация темы, переосмысление. Время вспомнить свою задачу и осмыслить ее заново, какие ощущения, образ, смыслы, инсайты, какие можно наметить шаги на ближайшее будущее.

Используя активы нейрографики человек способен сконструировать новое восприятие и образ своей проблемы, тем самым выйти на ее решение и сменить отношение к ней.

Рассмотрим алгоритмы и техники нейрографики в контексте выхода из состояния прокрастинации.

АСО (Алгоритм Снятия Ограничений) - один из самых популярных алгоритмов нейрографики, композицией в котором является катарсис (выброс напряжения) в заданной теме рисунка. Это основной алгоритм в работе с ограничивающими убеждениями, напряжением, состоянием неудовлетворенности. Работая по шагам БА в АСО человек в состоянии прокрастинации способен выплеснуть на бумагу накопившееся напряжение или страх. Используя последующие шаги БА прокрастинатор может привести себя в состояние гармонии и снизить уровень тревожности, и важности заявленной темы, тем самым сменить паттерн поведения от избегания к решению задачи, как не представляющей угрозу его психическому комфорту.

Алгоритм «НейроСкетчинг» - быстрый нейрографический рисунок, эскиз, часто основанный на впечатлении от художественной работы или фигуры, скульптуры. Основная цель которого быстро распознать главное и запечатлеть, позволяет структурировать мысли без излишнего погружения в детали и блуждании в состоянии перфекционизма. Стилизация (7й пункт БА) помогает удовлетворить перфектность уже в законченной работе. Данный пункт идет следом за графической фиксацией решения проблемы, а значит решение найдено и дело доведено до конца.

Алгоритм «НейроКонтакт» - техника нейрографики, позволяющая выстроить отношения между объектами, между Я и ОНИ, Я и МИР. В случае, если прокрастинатор обусловлен духом борьбы с внешним миром, данный алгоритм приводит к гармонизации фигуры самоощущения в мире через нахождение баланса объема графических фигур. Связывание фигур Я и ОНИ

нейрографическими линиями позволяет почувствовать гармоничный безопасный контакт, в которым нет подавления и подчинения, создается атмосфера доверия, где нет необходимости что-то доказывать через неподчинение и самосаботаж.

Алгоритм «НейроЦель» - уникальный в своем роде алгоритм, позволяющий графическим методом работать с теорией временной мотивации путем масштабирования результата в рисунке относительно близких целей. Т.о. создавая в композиции очень масштабный результат во временной перспективе человек способен переживать важность и значимость отложенного события, и искать близкие цели, достижение которых неизбежно будет приближать к намеченному состоянию счастья от выполнения поставленной задачи.

Техника Многозадачность - композиция данного рисунка строится на определении основных задач в заданной теме. На этапе Тема 1.0 (1й пункт БА) человек выделяет из всего списка необходимых дел 7+/-2 задачи, что согласно теории Джорджа Миллера определяет «пропускную способность» человека, обусловленную чисто физическими способностями. [12] Включая в композицию основные 7+/-2 задачи и объединяя их нейрографическими линиями, субъект создает связность задач таким образом, что работая над одной из них запускается весь нейронный контур всех определенных важных задач и приводит их к решению. В таком случае 7+/-2 задачи превращаются в единое целое и одну задачу с несколькими входами решения.

Применение коучинговой техники Я-ОК по БА нейрографики сонастраивает субъект рисования с пониманием 5 основных законов эстетического коучинга, а.и.:

1. Мое намерение всегда позитивно
2. У меня есть все необходимые ресурсы
3. Я всегда делаю наилучший выбор из возможных вариантов 4. Каждый мой выбор ведет к изменениям
5. Все изменения к лушему.

Композиция техники дает не только состояние гармонии с самим собой, но и позволяет увидеть истинные намерения, ресурсы и шаги решения. Данная техника так же успешно справляется с повышением самоэффективности и самооценки, а.и. актуализированной самооценки, внутренней, основанной на выборе человека оценивать себя в контексте темы. Это происходит путем прекращения внутренней борьбы и как результат высвобождается психическая энергия, прокрастинатор становится способным управлять своей самооценкой и своими результатами. [19]

Алгоритм «НейроТайминг» (линии времени) - это алгоритм позволяющий спроецировать индивидуальное комфортное ощущение времени, согласовать его с хронологическим течением (Хронос) и спроецировать более эффективное использование времени. Данный алгоритм подойдет для работы с активными прокрастинаторами и людьми, руководствующимися иррациональными убеждениями. Когда встает вопрос нехватки времени, алгоритм НейроТайминг дает возможность графическим методом определить свое собственное восприятие времени (Кайрос), соотнести с Хроносом и если необходимо откорректировать Кайрос. Свою собственную линию времени можно увеличить и растянуть в пространстве таким образом, что событийная плотность рассеется и создаст чувство эмоционального комфорта, осознание достаточности времени, поменяется структура планирования и использования временного отрезка.

Подведем итог. Работая над этой статьей с точки зрения специалиста помогающей профессии можно сделать вывод, что метод нейрографики и его активы являются универсальными для применения в ситуации прокрастинирования. Арт-терапия методом нейрографики способна дать решение к основным причинам появления прокрастинации: снять напряжение за счет выброса и приведения рисунка в гармоничный вид, снизить важность поставленной задачи, снять остроту внутреннего конфликта сглаживая углы пересечения линий по нейрографическому паттерну, найти ресурсы, время,

повысить самооценку и самоэффективность через постановку композиционного решения. Метод нейрографики возможен к использованию как в частной консультации, так и в групповой работе, ряд техник и алгоритмов позволяют привести в гармонию состояние индивида за короткий отрезок времени, освоив метод нейрографики человек способен решать свои задачи самостоятельно в режиме самонаблюдения, что делает метод очень доступным и легким в применении.

Список литературы:

  1. Авербух А.И. Анализ возможности использования нейрографики, как способа профилактики ОКР (обсессивно-компульсивного расстройства). // В сборнике: Наука, инновации, образование: актуальные вопросы XXI века. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2022. - С.310-315.
  2. Алимов А.А. Формирование смысловой установки как условие преодоления прокрастинации студентов в учебной деятельности. // В сборнике: Роль прокрастинации в процессе самоопределения молодежи. сборник научных статей. - Саратов, 2015. - С. 102-106.

3.Бабаева Ю.Д., Новова А.В., Варваричева Я.И. Взаимосвязь самоэффективности и прокрастинации у подростков. // В сборнике: От истоков к современности. 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах. Ответственный редактор: Богоявленская Д.Б. - 2015. - С. 396-398.

  1. Бандура А. Теория социального научения. — СПб: Евразия, 2000. - 320с.
  2. Гришаева Е.С. Проблемный подход к обучению как условие преодоления академической прокрастинации у подростков. // В сборнике: Проблемный и ноосферный подходы к формированию культуры мышления ценностно- ориентированной личности в современном образовании для устойчивого развития цивилизации. Посвящается 30-летию Центра изучения

иностранных языков «Лингвастарт» : материалы XIX Московской

международной конференции. - Москва, 2020. - С.13-15.

  1. Денисенко Ю.С. Механизмы прокрастинации в парадигме глубиннойпсихологии. // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. - 2021. -No 1. - С. 45-52.
  2. Жаркова С.В. Особенности выраженности прокрастинации у субъектовразных видов деятельности.// Общество: социология, психология,педагогика. - 2021. - No 11 (91). - С. 130-136.
  3. Зорина Н.Н. Применение нейрографики для развития эмоциональногоинтеллекта личности // Человеческий фактор: Социальный психолог. - 2020. -No1(39).- с.331-342.

9.Илюшина М.И. Ресурсная субъективность как фактор успешной

социализации человека. // В сборнике: Социализация человека в современном мире в интересах устойчивого развития общества: междисциплинарный подход. сборник материалов Международной научно- практической конференции. - 2017. - С. 386-395.

10.Каменский Д.А., Юнусова М.Ю. Физическая активность в преодолении прокрастинации студентов. // В сборнике: Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация: проблемы и перспективы развития. Материалы XII Международной научно-практической конференции. Красноярск, 2022. С. 223-226.

11.Киселева М.А. Взаимосвязь степени выраженности прокрастинации и самоопределения молодежи. // Гуманизация образования. -2015. - No 5. - С. 37-42.

12.Корниенко В.В., Шпейт М.Ю. Влияние прокрастинации на самоорганизацию студентов младших курсов. // В сборнике: Актуальные проблемы психологии и труда: теория и практика. Материалы II Международной научно- практической конференции. - 2019. - С. 97-99.

13.Коршунов В.А. Ограничение «семь плюс-минус два» и многоуровневое структурирование информации. // Вестник образовательного консорциума

Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. -2014. -No 4. -

С.12-20.
14.Кудренок А.А. Психоэмоциональная разгрузка педагогов с синдромом

профессионального выгорания инновационными методами арт-терапии // В сборнике: Студент и наука (Гуманитарный цикл) - 2022. материалы международной студенческой научно-практической конференции. -Магнитогорск, 2022. - С. 995-999.

15.Лингурарь А.В. Прокрастинация как психологическая проблема. // В сборнике: Психология и педагогика образования будущего. Материалы международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Под. ред. Л.В. Байбородовой, Н.В. Нижегородцевой. - 2017. - С. 115-118.

16.Мустафина В.С., Никулочкина И.А. Современные подходы к исследованию проблемы прокрастинации в психологии.// В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических, педагогических и лингводидактических исследований. Материалы Международной научно-практической конференции «XVI Левитовские чтения». Редколлегия: М.О. Резванцева (отв. ред.), Т.Н. Мельников, Е.А. Густова и др. - Москва, 2021. - С.479-484.

17.Пискарев П.М. Духовная сила нейрографики. // Человеческий фактор: Социальный психолог.- 2020. - No 1 (39). - С. 406-411.

18.Пискарев П.М. Нейрографика: алгоритм снятия ограничений / П.Пискарев.- Москва: Эксмо, 2022. - 224с.

19.Разгуляева А.А., Чумакова Т.Н. ПРокрастинация с точки зрения психологии. // Академическая публицистика. - 2021. - No 2. - С.264-267.

20.Ревякина Л.В. Нейрографика в работе с ролевой самооценкой // Вестник Московской международной академии. - 2021. - No1. - с.136-145.

21.Рожина И.Р. Прокрастинация в студентческой среде и методы ее преодоления.// В сборнике: Теория и практика: совершенствование современного научного знания. Сборник научных трудов. Под общей редакцией С.В. Кузьмина. - Казань, 2017. - С.189-194.

22.Савельева О.А. Нейрографика как проективная методика диагностики, осознания и самоанализа психических состояний. // Человеческий фактор: Социальный психолог. - 2018. - No 1 (35). - С. 330-337.

23.Симонов П.А. Применение нейрографики как метода интегративной психологии в антикризисной работе. // Человеческий фактор: Социальный психолог. - 2022. - No 1 (43). - С. 165-172.

24.Чурсинова О.В. Эффективные способы преодоления прокрастинации педагога. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - No 2-1. - С. 48-52.

25.Чушикина Е.Ю., Винарчик Е.А. Нейрографика как способ борьбы со стрессовыми ситуациями в обучении в ВУЗе. // Ярославский психологический вестник. - 2021. - No 1 (49). - С. 70-74.

26.Ellis, A. and Knaus, W.J. (1979) Overcoming Procrastination
27.John Perry. Structured Procrastination -[электронный ресурс] - //

http://www.structuredprocrastination.com/index.php (дата обращения 29.11.2022)