Найти тему
кладовка

как грамотно описать боль в книге? (от первого лица)

Оглавление

всем привет! давненько не было писательских статей, поэтому я тут как тут. все думала, что лучше осветить, потому что уже есть куча контента по тому, как начать, строить персонажа, какие существуют ошибки... поэтому погружаемся в тему глубже, и давайте разбирать!

внешняя (от первого лица)

итак, ситуация: главный персонаж, от лица которого мы ведем повествование, получает ранение - бьется об табуретку, ловит стрелу в руку, оказывается пронзенным кинжалом и так далее. мы можем:

1. сконцентрировать внимание на предмете.

этот способ лучше всего использовать на тех, у кого пониженный болевой порог либо же он был занят более серьезными делами: продолжал бой, спасал чью-то жизнь, и ему как бы все равно на то, что он истекает кровью. указываем на предмет, нанесший ранение: фразу может произнести другой персонаж ("Лилит посмотрела на меня ошалелым взглядом, и глаза ее в суматохе осматривали мои ноги. она с надрывом кричит на меня: ты ранен/а!") либо же сам герой начинает понимать, что ему что-то мешает, опускает/поднимает взгляд или чувствует запах крови, и уже находит орудие. это может произносится во внутреннем монологе ("черт, неужели эта штука торчала во мне все это время? когда я успел...") либо же с обращением к кому-то ("выдерни это из меня сейчас же!")

данный способ можно считать как бы прологом перед настоящей болью, которая затем показывается с помощью инструментов второго пункта. про этот же стоит еще сказать, что это орудие может быть отброшенным ("я как можно аккуратнее вытянул из себя лезвие, бросив его в сторону стены, чтобы снова встать и попытаться исправить ситуацию"), выдернутым силой врагом ("он нависает надо мной, пока я пытаюсь ровно дышать, но даже это не удается - резким движением он вырывает кинжал из тела, отчего я содрогаюсь и уже не могу ничем двинуть"), по разному торчать; вы можете полностью посветить предмету время в совершении насилия, кода персонаж не хочет думать о своей боли, отключает сознание, и видит лишь картинку.

2. сконцентрировать внимание на ощущениях

в общем-то, эти два пункта друг с другом сильно взаимодействуют. потому что любая боль сначала находится "на поверхности" - в коже, теле, оружие выглядывает из-под складок одежды. но затем все приходит к тому, что чувствует сам персонаж.

используйте обоняние, визуал, болевые ощущения. т.е. прибегайте к тому, какой может быть кровь, используя все известные прилагательные и сравнительные обороты - алой, артериальной, вонючей, с привкусом металла, горячей, быстро распространяющейся, видимой пятнами на одежде и т.д. и т.п.

учитывайте также, что ранение может поразить внешние покровы, и персонаж говорит о том, как "проводит по порезу пальцами", "сжимает челюсть от боли", забинтовывает, окатывает дезинфекцией, спиртом и так далее; но также существуют и внутренние кровотечения, сначала незаметные, и для них стоит использовать специализированную литературу.

необязательно герой видит кинжал или ранение, вы можете указать на неудобство, резкую боль, кровь на руках, или капающую на снег; обычно этот способ также взаимодействует с размышлениями героя по поводу своей жизни, поступков и так далее. самый эмоциональный вариант, т.к. в нем вы можете выразить абсолютно все - как сначала герой чувствует аромат крови и оглядывается в страхе, ибо думает, что кто-то близкий ранен; затем у него начинает что-то болеть/чесаться, он притрагивается к этому рукой и шипит от неожиданности, скулит, закусывает губу и так далее. а потом, когда находит орудие, то понимает, что начинает умирать, и тут уже можно вписать любые размышления.

-2

внутренняя (от первого лица)

начать следует с того, что наша внутренняя, психологическая боль, чаще всего проходит незамеченной нами самими. мы не до конца осознаем, что с нами происходит что-то не так, до определенного "red flag", после которого оно хотя бы начинает появляться. подобными действиями можно считать: снижение/повышение аппетита, мало/много слез, вспыльчивость, впечатлительность, молчание (в случаях, когда это не характерно по характеру), нарушенный режим сна, сниженная эмоциональность, состояние, "как в тумане", проблемы с сердцем - быстрое сердцебиение, неровное дыхание. лучше всего послушать или прочитать реальные истории людей о том, как у них происходило выгорание/депрессия либо какой у них была реакция на буллинг со стороны сверстников или родителей.

когда нам больно, мы никогда не озвучиваем это вслух. лучше всего для описания психологической нестабильности пользоваться сравнительными оборотами, ибо во многих случаях люди просто не могут правильно назвать то, что по-настоящему чувствуют: "словно тону в неизвестности", "задыхаюсь из-за страха", тремор и бегающий взгляд.

конечно, боль может выражаться и привычными способами - через слезы. но очень сложно (боже, как я с этим натерпелась) описывать процесс плача постоянно не прибегая к слову "слезы". пользуйтесь тем, что происходит с человеком, когда он выплакивается: капли падают на пол, макушку, одежду, впитываются в ткань; вырываются крики, стоны, неразборчивые слова, мычание; из тела выходит собравшиеся в комок мысли, тело становится легче, онемение в руках/на кончиках пальцев, и так далее.

вывод в этом пункте - смотрите за собственным поведением в моменты, когда вы схватываете триггер или с кем-то ругаетесь. к чему приводит стресс, как вы плачете; спрашивайте у друзей или знакомых, читайте истории, но примеры для начального прыжка я вам перечислила.

что же, вот и конец статьи! было ли это полезно и познавательно для вас? поделитесь мнением в комментариях!
чтобы читать больше о писательстве, литературе и кинематографе, подписывайтесь на канал.
Хобби
3,2 млн интересуются