Приближалось двадцатое ноября – Мишкин день рождения. Посовещавшись, Юра и Наташа решили сделать приёмному сынишке сюрприз. Во-первых – десять лет, круглая дата. Во-вторых – первый день рождения в новой семье.
За несколько дней был заказан торт, куплены свечки и воздушные шарики. Оставалось решить вопрос с подарками.
– Я уже купила, – Екатерина Николаевна показала сыну и невестке книгу в яркой обложке. – Пошла на почту, а там целая полка с такой красотой. Оператор мне подсказала, что берут для мальчишек.
– «Сокровища старой церкви», – Юра полистал приобретение. – Детский детектив. Мишке должно понравиться.
На следующий день они с Наташей поехали в торговый центр. Только вошли в детский магазин, как на Юрин телефон прилетело сообщение.
– Странно, – удивился он, посмотрев на экран, и набрал номер Дениса. – Динька, привет! А ты зачем мне денег скинул? Что за аттракцион неслыханной щедрости?
– На фиг ты мне упёрся, – вежливо ответил лучший друг. – Это вообще не тебе, а твоему Мишке ко дню рождения.
– Ой, Денис, спасибо большое! – сердечно поблагодарил Юра. – Мы как раз приехали за подарками, и твои деньги как раз кстати.
В «Детском мире» Наташа выбрала большой пазл с рыцарским замком, Юра – конструктор «Лего Сити Городская площадь».
– Во! Я в детстве такой хотел! Теперь буду с Мишкой играть. Сбылась мечта идиота!
– А машинку на радиоуправлении тоже хотел? – хихикнула Наташа.
– Какую машинку?
– Которую вы с Мишкой по всей квартире гоняли.
Вчера Юра нашёл среди старых игрушек бронетранспортёр на управлении, они с Мишкой вставили в пульт батарейки и два часа развлекались. Кот присоединился к веселью и яростно нападал на добычу, удивляясь, почему она несъедобна.
– Машинку мне и так купили, а вот Лего оказался несбыточной мечтой.
– А моя несбыточная мечта – Барби с машиной-домиком, – ностальгически вздохнула Наташа и сменила тему: – Юрка, ты кого хочешь – мальчика или девочку?
Тот резко остановился:
– Наташ, ты что это… ждёшь ребёнка?
– Пока нет. Я просто так спрашиваю.
– Нуу… – Юра задумался. – Мальчик у нас уже есть, так можно и девочку. Чтобы комплект был. А вообще – кого Бог даст…
* * *
– Эй, именинник, праздник проспишь! – Юра и Наташа вошли в комнату приёмного сына.
– Какой праздник? – спросил Мишка, зевая и протирая глаза.
– А у кого сегодня день рождения? Кому сегодня десять лет, а? – Юра сгрёб мальчишку в охапку. – Кому сегодня драть уши?
– А я думал, что вы не знаете, – растерялся Миша.
– Ишь, чего захотел! Расти большой, расти большой… – приёмные родители потянули его за уши.
– У меня будет настоящий день рождения? И торт? И подарки? – не поверил мальчик.
– Всё будет, – пообещала Наташа. – Беги умываться и завтракать.
Когда он одевался, Екатерина Николаевна протянула пакетик с конфетами.
– Мишенька, угости ребят в классе и учительницу.
– А можно мне Коляна позвать?
– Нужно! – засмеялся Юра.
… – Мишка, у меня и подарка нет, как я приду? – смутился Колька, получив приглашение.
– Коль, мне ничего не надо. Я тебя по дружбе приглашаю.
* * *
Первый день рождения в новой семье. На праздничном столе торт со свечками, лимонад, любимая Мишкой жареная курица и салат.
– Ну, именинник, задуй свечи и загадай желание! – Наташа хищно прицелилась объективом фотоаппарата.
После угощения стали играть в фанты. Играли все, даже Юрина мама. Написали на небольших листочках смешные задания, перемешали и сложили в пакетик. Честь первым тянуть фант выпала Мише. Он запустил руку в пакет и развернул бумажку.
– Рассказать стихотворение, – прочитал он. – Ну, Колян, берегись!.. Я твой почерк знаю!..
– Да расскажи любое, какое помнишь, – пришёл на выручку Юра.
– Давай-давай! – веселился Колян, но его радость была недолгой – ему выпал фант «облизать тарелку». – Миха, ты нарочно?!
– Я могу тебе свою тарелку дать – там вкуснее, там крем с торта остался! – радовался Мишка, только что рассказавший детский стишок про зайку, брошенного хозяйкой – больше ничего в голову не пришло.
– Ой, а мне выпало «потанцевать с Мурзиком», – Наташа взяла с дивана кота и изобразила несколько движений вальса. Её мохнатый партнёр стал активно отбиваться задними лапами.
– Я под стол залезть не смогу, – смутилась Екатерина Николаевна, получив свой фант, – у меня спина. Может, чего другое?
– Тогда загадай загадку! – распорядился юбиляр.
– Не лает, не кусает, а в дом не пускает, что это?
– Домофон, – опозорился Мишка.
– Почему домофон? Замок! Замок в дом не пускает.
– Домофон тоже не пускает, если ключи забудешь, как я позавчера, – не сдался мальчишка. В общем, домофон засчитали как правильный ответ.
– Ого, мне досталось спеть песню! – обрадовался Юра и принёс из спальни гитару. – Только чур всем подпевать!
Хором спели «На далёкой Амазонке», «Ёжик резиновый с дырочкой в правом боку», «Большой секрет для маленькой компании». Потом Колька собрался домой. Миша вышел вместе с ним на улицу.
– Давай, Миха. Ещё раз с днём рождения, – Колька хлопнул друга по плечу. – А ты желание загадал?
– Нет, Коль. Мне больше нечего загадывать.
* * *
В понедельник после шестого урока Мишу неожиданно позвали к школьному психологу. Учительница довела его до нужного кабинета и сдала с рук на руки шумной крупной женщине. Та указала мальчику место за одной из двух парт, стоящих вдоль стены. Там сидели девчонка-первоклашка с бантиками и хмурый мальчишка чуть постарше Миши.
– Миша, вот тебе карандаши, бумага. Нарисуй, пожалуйста, дом дерево и человека.
Миша приуныл: он не умел рисовать. Психолог вышла в коридор, и из-за приоткрытой двери было слышно, как она жаловалась кому-то, что она еле успевает, что сейчас у неё диагностика опекаемых детей, что «сверху требуют отчёт, который нужен вчера, а приказ спустили сегодня, и социальная уволилась и ни одного образца не оставила, чтоб её».
Хмурый мальчишка быстро рисовал чёрным и коричневым карандашами, сильно нажимая на бумагу. Он закончил раньше всех, взял рюкзак и мешок со сменкой и выскочил за дверь.
Уходя, Миша заметил на полу тетрадь в простой зелёной обложке. Поднял: «тетрадь по математике ученика 5 «В» класса Крупицына Александра». Спустился на первый этаж, чтобы оставить находку в раздевалке «на столе забытых вещей» и неожиданно увидел того самого хмурого мальчишку. Он сидел на лавочке и растерянно копался в рюкзаке.
– Эй, – окликнул его Миша, – это ты потерял?
Мальчишка моргнул и взял тетрадь.
– Да… Спасибо. – Он протянул руку. – Саня Крупицын.
– Миша Жуков.
– Значит, ты тоже… без родителей? – вдруг спросил Саня.
– А откуда ты узнал? – поразился Миша.
– Когда мы сидели в кабинете, психолог говорила кому-то, что у неё сейчас какая-то диагностика опекаемых детей – ну, те, которые живут не с родителями, а с опекунами.
– А-а, я тоже слышал, – вспомнил Миша.
Мальчишки разговорились. Санины родители несколько месяцев назад погибли в пожаре, его самого забрали родственники «чтобы получать пособие». В новой семье пацану было несладко, но он понимал, что в детском доме будет ещё хуже.
– Плохо у родных? – не поверил Миша.
– Плохо, – подтвердил новый приятель. – У родных.
Каждое утро он сам вставал по будильнику, одевался, собирал рюкзак и уходил в школу. Завтраком и обедом его не кормили: «Тебе положено бесплатное питание в школе, вот там и ешь!» И после второго урока Санька ел бесплатную кашу с хлебом и чаем, припрятывая булочку и йогурт «на потом», а после шестого – суп, картофельное пюре с котлетой и компот. Вечером ему давали макароны или гречку, иногда с консервами, не забывая напомнить, что он нахлебник. Опекуны не занимались с ним и не разговаривали, всё внимание – родному семилетнему сыну. При этом жаловались, как устали возиться с чужим ребёнком.
Миша думал об этой встрече весь день.
Вспомнилось выражение «родная кровь». Почему же так получилось: Саня в семье кровных родственников – лишний, а он, Мишка, в чужой семье – сын и внук? Значит, всё зависит не от «крови», а от самих людей?..