Найти в Дзене

Отходы в общепите: как избежать штрафов

Оглавление

Что относится к отходам общепита, какие документы нужны для их оформления и как заведению не получить штраф в 350 тыс. рублей.

Что такое отходы общепита

Отходы общепита — это не только пищевые остатки после приготовления и подачи в ресторанах, кафе, столовых и других заведениях.

Что относится к отходам:

  • неприготовленные продукты питания — овощные остатки, кожура от фруктов,
  • остатки приготовленной пищи, поданных блюд, кости;
  • непригодные для употребления продукты — с истекшим сроком годности или испорченные;
  • непищевые отходы, например использованные пластиковые контейнеры, упаковочный картон, бой стекла, батарейки и лампы.

Все предприятия, связанные с производственной деятельностью, обязаны классифицировать отходы и обеспечить их утилизацию.

Штрафы за неправильное оформление отходов

С 2019 года действует статья 6.35 КоАП РФ. Она предусматривает ответственность за то, что компания не соблюдает санитарно-эпидемиологические требования к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления.

Штрафы за первичное нарушение:

  • для граждан — от 2 до 3 тыс. рублей;
  • для должностных лиц — от 30 до 40 тыс. рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей — от 50 до 60 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для организаций — от 250 до 350 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Какие документы нужны для работы с отходами в общепите

Паспорт отходов

Паспорт отходов — документ, который удостоверяет принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности. Он содержит сведения об их составе. Паспорт необходим на каждом этапе обращения с отходом: компании, которые собирают, транспортируют и утилизируют мусор, должны знать, с чем имеют дело, чтобы не нанести серьезный вред окружающей среде. Также паспорта отходов нужны правительству для разработки нормативов по обращению с отходами и лимитов на их размещение.

Юрлицо или ИП оформляет паспорт отдельно для каждого вида отходов. Документ бессрочный, достаточно оформить и предоставить его в Росприроднадзор один раз. Оформлять его повторно нужно только в случае выявления новых сведений о составе отходов: если в технологии или компонентный состав продукции вносятся изменения, то соответствующие правки должны быть отражены и в паспорте. Также паспорт отходов, включенных в ФККО, подлежит переоформлению в случае реорганизации, изменения наименования юридического лица, адреса места его нахождения, либо в случае изменения места жительства, ФИО, реквизитов документа, удостоверяющего личность ИП. Наличие паспорта отходов и правильность его заполнения проверяют органы экологического контроля.

Типовая форма паспорта отходов I–IV классов опасности, включенных в ФККО, содержится в Приложении № 2 к Приказу Минприроды России от 08.12.2020 № 1026. А в Приложении № 3 — форма паспорта отходов, которые не включены в ФККО.

Одна из важнейших граф в бланке — класс опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду. Чтобы оформить паспорт, сначала необходимо подтвердить принадлежности конкретного вида мусора к классу.

Документы на класс отходов

I класс — чрезвычайно опасные отходы, содержащие ртуть, таллий, полоний, свинец, плутоний, озон, радиоактивные элементы. Эти вещества в опасной концентрации содержатся в люминесцентных лампах, терморегуляторах, измерительных приборах и элементах питания.

II класс — высокоопасные отходы: аккумуляторы всех видов и батарейки, растворы щелочей и кислот, очистители ржавчины, гальванические растворы и электролиты, изделия из свинца.

III класс — умеренно опасные отходы: автомобильные и машинные масла, антифризы, дизтопливо, органические и нитрорастворители, медь и изделия из меди, цементная пыль, биологические отходы животноводства (неперепревшие).

IV класс — малоопасные отходы: бытовой и промышленный мусор: отходы пищевого производства и сельскохозяйственных предприятий, строительный мусор, бой стекла, автомобильные шины.

V класс — практически неопасные отходы: твердые бытовые отходы: остатки промышленного сырья пищевой и строительной индустрии, в том числе картон и бумага всех видов, яичная скорлупа, упаковка из пластика, керамика, зола, ткани, резинотехнические изделия (кроме автопокрышек).

Определить класс опасности веществ помогает Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО). Классы отходов разбиты на 11-значные коды, где последняя цифра указывает на степень опасности.

Коды для отходов заведения общепита могут выглядеть так:

-2

Перечень кода отходов у каждого заведения общепита свой.

Чтобы точно определить класс опасности, необходимо установить состав отходов по компонентам. Для этого заказывают глубокий химический анализ в аккредитованной испытательной лаборатории и получают протокол результатов количественного химического анализа.

Отходы V класса не требуют паспортизации, но для них также необходимо предоставить документы:

  • характеристика состава;
  • описание процесса появления мусора;
  • протокол лабораторного анализа, который подтверждает V класс опасности.

Договор на вывоз и утилизацию мусора

Если у вас есть отходы, их кто-то должен вовремя вывозить и правильно утилизировать. Подрядчик должен иметь лицензию на работу с отходами I–IV класса. Для вывоза и утилизации отходов V класса лицензия не нужна, но заведения общепита в большинстве случаев производят отходы сразу нескольких классов опасности.

Обязательно требуйте у подрядчика предоставить лицензию при заключении договора. Если компания работает без специального разрешения, проверяющие органы посчитают это отсутствием договора и выпишут штраф.

Например, такие штрафы ждут за несоблюдение требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов по ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ:

  • для граждан — от 5 до 7 тыс. руб.;
  • для должностных лиц — от 50 до 60 тыс. руб.;
  • для ИП — от 70 до 80 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для юрлиц — от 450 до 550 тыс. руб. либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Более серьезные штрафы предусмотрены за повторные нарушения и за действия, из-за которых произошел ущерб здоровью людей.

Храните договор, акты и справки регионального оператора об объемах ТКО (твердых коммунальных отходов) за прошедший год — они потребуются вам для подготовки ежегодных отчетов.

Как избежать штрафов по отходам в общепите

Правильно оформить отходы

Шаг 1. Определить коды отхода вашего заведения. Наиболее частые мы указали в таблице выше. Полный перечень кодов — в классификаторе ФККО. Если в нем нет нужного наименования, проведите лабораторное исследование на предмет токсичности такого отхода.

Шаг 2. Определить компонентный состав каждого отхода. Если оформляете паспорт самостоятельно, найдите документы, которые обосновывают компонентный состав отходов: технические регламенты, проектную документацию, профильный справочник, ГОСТы. Например, для люминесцентных ламп это могут быть данные завода-изготовителя. Для многокомпонентных отходов понадобится протокол результатов количественного химического анализа, который нужно предварительно заказать в аккредитованной испытательной лаборатории.

Шаг 3. Заполнить паспорт каждого кода отхода. Помимо класса опасности, кода отхода и его компонентного состава нужно указать способ происхождения отходов, их агрегатное состояние или физическую форму, данные о предприятии и фактический адрес.

Сдавать паспорт отхода никуда не нужно. С 1 января 2021 года вступил в силу новый порядок, согласно которому ИП или юрлицо больше не обязаны направлять копии паспортов отходов в территориальный орган Росприроднадзора. Храните паспорт, протоколы КХА, договор на вывоз и утилизацию и акты на случай проверки предприятия. Еще нужно вести журнал, чтобы фиксировать график вывоза отходов.

Сдавать отчеты по отходам

Форма 2-ТП (отходы). Отчетность содержит данные о движении отходов производства и потребления. Организации и ИП обязаны подавать ее в территориальные органы Росприроднадзора ежегодно — до 1 февраля года, следующего за отчетным.

С 1 января 2022 года подавать 2-ТП (отходы) можно только в электронном виде — в личном кабинете природопользователя. Росприроднадзор подготовил подробную памятку по заполнению формы 2-ТП.

Не подавать отчетность могут ИП и юрлица, которые соответствуют этим четырем критериям одновременно:

  • относятся к субъектам малого или среднего предпринимательства;
  • образуют не более 0,1 тонны ТКО в год;
  • заключили договор с региональным оператором;
  • не работают в области обращения с отходами.

Ответственность за непредоставление, несвоевременное предоставление и подачу недостоверный данных предусмотрена статьей 13.19 КоАП РФ:

  • при первичном нарушении — штраф для должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. рублей, для юрлиц — от 20 до 70 тыс. рублей;
  • при повторном — штраф для должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. рублей, для юрлиц — от 100 до 150 тыс. рублей.

Плата за НВОС (негативное воздействие на окружающую среду). Обязательный сбор в пользу государства с предприятий, которые своей деятельностью оказывают негативное влияние на окружающую среду. Декларацию НВОС подают владельцы объектов I–III категории, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Объекты с минимальным воздействием относятся к IV категории и освобождены от платы НВОС.

Большинство заведений общепита не должны подавать декларацию. Но если ресторан, кафе или столовая относятся к III категории, то обязаны платить за негативное воздействие на природу.

Декларацию сдают ежегодно до 10 марта за предыдущий год. Новая форма декларации утверждена приказом Минприроды от 10.12.2020 № 1043 в ред. Приказа от 21.09.2022.

Соблюдение санитарных норм. Требования к сбору и утилизации отходов для заведений общепита содержатся в СанПиН 2.3/2.4.3590-20, утвержденном Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32.

Основные правила:

  • пищевые остатки нужно складировать и транспортировать в закрывающихся емкостях;
  • пищевые отходы собирают в спецконтейнерах, куда не попадают другие виды отходов;
  • резервуары для пищевых отходов нужно освобождать и промывать с дезинфицирующими растворами каждый день;
  • для сбора жидких отходов нужно использовать емкости с высотой бортов не менее 12 см;
  • пищевые отходы нужно хранить с соблюдением температурного режима и сроков. В холодный сезон срок хранения — не более 30 часов, в теплый — не более 10 часов;
  • пищевые отходы нельзя передавать посторонним частным лицам или предприятиям.

Чтобы избежать штрафов за неправильное обращение с отходами, заведению общепита нужно подготовить паспорта отходов по кодам, ежегодно подавать отчеты и следить за изменениями в законодательстве. Еще важно выбрать подрядчика на вывоз и утилизацию мусора: проверить наличие лицензии на работу с нужными классами отходов. Штрафы для юрлиц значительно выше затрат на оформление этих документов, поэтому предприятиям выгоднее следовать требованиям закона и утилизировать отходы правильно.