Поэма «Двенадцать» Александра Блока изучена литературоведами вдоль и поперек. Все пытаются разгадать ее главный посыл – что хотел сказать нам автор, кроме того, что описал ситуацию в стране сразу после революции (а описал он ее очень хорошо, кратко и емко, и настроения смог передать удивительно точно и осязаемо).
Каких только литературоведческих работ я по поводу этой поэмы не читала! Разгадывают ученые зашифрованные в ней символы. Но все равно неразгаданным остается главный символ – появляющийся в самом конце образ Христа:
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.
Христос идет впереди кровожадных красноармейцев, которые от него отказались. Об этом говорится несколько раз:
Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!
Или еще:
…И идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…
Отказались от Христа – от всего святого, теперь нет никаких моральных запретов. Но отказались неспроста – были причины народу не быть довольным жизнью.
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь —
В кондову́ю,
В избяну́ю,
В толстозадую!
Недаром это недовольство Блок называет святым:
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…
Черная злоба, святая злоба…
Отказались от Христовых заповедей, приготовились перевернуть весь мир:
Мы на го́ре всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови —
Господи, благослови!
«Господи, благослови!» – это молитва. Вроде бы отрекаются от Христа, но сами же его и призывают.
И вообще молитвы проскальзывают в поэме многократно.
В самом начале – обращение к Богородице:
Старушка, как курица,
Кой-как перемотнулась через сугроб.
— Ох, Матушка-Заступница!
— Ох, большевики загонят в гроб!
Еще одна, поминальная, молитва появляется, когда Петруха оплакивает свою любимую, нечаянно им убитую:
Ты лети, буржуй, воробышком!
Выпью кровушку
За зазнобушку,
Чернобровушку…
Упокой, господи, душу рабы твоея…
И еще одна маленькая молитва:
— Ох, пурга какая, спасе!
Снова Петька произносит «Спасе!» – это обращение ко Господу, то есть «Спаситель». Вероятно, ищет герой спасения не только от пурги, но и спасения в ином мире. Грехи на него давят, но товарищи убеждают:
— Петька! Эй, не завирайся!
От чего тебя упас
Золотой иконостас?
Бессознательный ты, право,
Рассуди, подумай здраво —
Али руки не в крови
Из-за Катькиной любви?
Сдается мне, что Христос появляется в этой поэме не в самом конце – они присутствует в ней от самого начала, но неявно, а в молитвах, в сердцах некоторых людей (не всех наверное), мучимых осознанием своей греховности. Христос видит, что он нужен людям, что они призывают его, поэтому он не оставляет их, поэтому он с ними, и снова готов взять на себя наказание за человеческие грехи – он оставляет шанс раскаяться.
«Гренада моя!» А почему, собственно, Гренада?