Найти в Дзене
Трудный русский

«Пилигримы» Иосифа Бродского и Мирры Лохвицкой

Одно из своих самых знаменитых стихотворений – «Пилигримы» – Иосиф Бродский написал в восемнадцать лет, в 1958 году. О каких пилигримах он говорит и вообще что он вкладывает в это стихотворение?

Пилигримы

Мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима,
синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы.
Увечны они, горбаты,
голодны, полуодеты,
глаза их полны заката,
сердца их полны рассвета.
За ними поют пустыни,
вспыхивают зарницы,
звезды горят над ними,
и хрипло кричат им птицы:
что мир останется прежним,
да, останется прежним,
ослепительно снежным,
и сомнительно нежным,
мир останется лживым,
мир останется вечным,
может быть, постижимым,
но все-таки бесконечным.
И, значит, не будет толка
от веры в себя да в Бога.
...И, значит, остались только
иллюзия и дорога.
И быть над землей закатам,
и быть над землей рассветам.
Удобрить ее солдатам.
Одобрить её поэтам.

Из контекста не совсем ясно, что это за пилигримы, куда они идут и зачем. Рассмотрим историю этого слова.

Латинское слово peregrinus «чужеземец, иностранец» образовано от глагола peregre «находиться вне дома, за границей, вне отечества, в чужих краях», в свою очередь образованного с помощью приставки per «через» от существительного ager «земля, область; поле». Итальянцы стали произносить это слово как pellegrino, немцы позаимствовали у них и стали говорить pilgerim / piligrîm, а из раннегерманских языков слово попало в русский.

Уже латиняне использовали это слово в двух значениях: «богомолец, идущий к святым местам, паломник» и в целом «странник, путешественник». Впрочем, попав в русский язык, это слово все-таки чаще использовалось в значении паломник, пешком идущий к святым местам.

В христианстве паломничество стало популярным на рубеже IV-V веков, когда в Римской империи правил Константин Великий.

Цели паломники ставили перед собой религиозные:

  • поклониться местам и реликвиям, освященным деятельностью Иисуса и/или его апостолов;
  • исполнить данный богу обет;
  • вымолить в святых местах исцеление от недугов (как для себя, так и для своих близких);
  • искупить тяжкие грехи (преступления);
  • получить благословение;
  • избавиться от сомнений и укрепиться в вере.

До XI-XII вв. христианские паломники двигались по трем маршрутам: в Святую Землю, в Рим и на север Испании.

Святая Земля – до 1948 года территория Палестины. В городах Иерусалим, Назарет и Вифлеем находятся особо почитаемые святыни: Голгофа, Гроб Господень, Гефсиманский сад, Камень помазания и др.

В Риме имеются семь святынь, в том числе места погребения апостолов (Петра, Павла), двадцати двух римских понтификов и святых мучеников (Лаврентия, Себастьяна).

В городе Сантьяго-де-Компостела на Севере Испании находится Сантьягский собор. По легенде, в этих местах в первой половине IX века были обнаружены останки Иакова Зеведеева, апостола и ближайшего ученика Христа.

В Средние века паломничество к святыням стало носить организованный характер.

В XII веке для защиты паломников даже был создан Тевтонский рыцарский орден. В эти же годы появилось понятие пилигримы-крестоносцы – они отправлялись в Святую Землю, чтобы бороться там с нехристианами. Таким образом, пилигримами называли в то время странствующих вероборцев.

В Северной Америке называют отцами-пилигримами первых поселенцев.

Паломничество широко распространено в любых религиях. На мой взгляд, слово пилигрим по отношению к паломникам – представителям не христианских религий у нас в русском языке все-таки не употребляется, хотя формального запрета нет. Как вам кажется, уместно ли сказать «пилигримы-мусульмане», «буддийские пилигримы»? Мне это почему-то режет слух, но, может, только мне.

Таким образом, скорее всего у Бродского паломники двигались к святыням, устали, разочаровались и в Боге, и во всем:

И, значит, не будет толка
от веры в себя да в Бога.

И цель для паломников Бродского уже не святыня, а просто сама дорога.

Это подтверждает еще одно стихотворение, которое я нашла и с которым Бродский, вероятно, был знаком. Автор Мирра Лохвицкая, стихотворение написано в 1904-1905 годах.

Пилигримы

Знойным солнцем палимы,
Вдаль идут пилигримы
Поклониться гробнице священной.
От одежд запыленныx,
От очей просветленныx
Веет радостью цели блаженной.
Тяжела иx дорога —
И отставшиx так много,
Утомленныx от зноя и пыли,
Что легли на дороге,
Что забыли о Боге,
О крылатыx виденьяx забыли.
Им в сияющей дали
Голоса отзвучали,
Отжурчали поющие реки.
Им — без времени павшим,
Им — до срока уставшим,
Не простится вовеки.
Вовеки!


Мирра Лохвицкая жестче говорит о тех, кто сдался, кто разочаровался в своей сияющей цели – в поклонении Богу, она их осуждает. Иосиф Бродский им сочувствует – он сам такой.

Другие статьи канала

Была ли персиянкой прекрасная Шаганэ?

Год памяти народной поэтессы Дагестана

Речевые ошибки в поэме Владимира Маяковского «Облако в штанах»

#лингвистика #литература #искусство #поэзия #Brodsky