Герой квеста уникален. Но чем? Что отличает его от обычного героя фэнтези или фантастики? На этот вопрос я отвечу позже, а пока посмотрим на «виды».
I. Героев квеста можно условно разделить по главному признаку – антропоморфности.
1️⃣ Антропоморфные – люди или нелюди, наделенные человеческими чертами и качествами. С такими героями все понятно, даже вампиры ведут себя как люди, хотя и пьют кровушку последних. Животные могут быть «оживлены», проявляя разум и эмоции.
2️⃣ Полуантропоморфные – путешествие в другом мире неземного существа, к примеру. Такие герои тоже встречаются, когда авторы охотно «отдают» сознание или тело своего героя пришельцу. Вспомните «Принцип оборотня», «Кукловодов» К. Саймака. Иногда автор не выделяет человека, а подчеркивает его равность с другими существами (однако весьма спорное утверждение).
3️⃣ Неантропоморфные – сущности, лишенные любых человеческих проявлений. С этими не все так просто. Они встречаются гораздо реже, часто выступая второстепенными персонажами, и все равно сталкивающиеся с «человеками». Таких персонажей много, к примеру, у Хайнлайна, Уоттса.
Однако признак антропоморфности – слишком общий.
II. Можно разделить героев по их пути.
1️⃣ Герои, которые пускаются в путь в своем мире (квест Одиссея, Ясона, Тесея, героев «Ночного дозора» и опера Глухаря).
2️⃣ Герои, которые изначально живут в своем мире (в придуманном) и путешествует там же (герои Толкина, Дяченко, Сапковского, Олди и других);
3️⃣ Различного рода «попаданцы».
Попаданцы в квест отличаются от всех других, прежде всего, тем, что путь их осмысленный и имеет цель. Уж кто только не ругал попаданцев! Я этой ругани не понимаю. Тысячи книг написано про них – любимых читателями.
Необычность героя квеста
Все просто, герои квеста пускаются в путь, когда у них есть некая глобальная цель. Чтобы ее достичь, нужен поиск. Что же так упорно ищут герои в квесте?
Тут все зависит от темы и идеи:
► герой (добро) противостоит силам зла и спасает мир, найдя для этого средства;
► герой ищет вопросы на свои ответы (личная выгода, идеалистическая или материальная);
► герой помогает другому, нуждающемуся в помощи;
► герой решает нравственно-этические задачи и т.д.
Искать он может волшебные и неволшебные предметы, артефакты, клады с сокровищами, живых существ (дракона, к примеру), людей (злодея в том числе), предсказания, – в любом случае, найденное должно существенно изменить жизнь героя или мир.
В этом отношении интересны артефакты. Это слово имеет два важных значения:
1) Артефа́кт (artefactum — искусственно сделанное) — явление, процесс, предмет, свойство предмета или процесса, появление которого в наблюдаемых условиях по естественным причинам невозможно или маловероятно. Появление артефакта, следовательно, является признаком целенаправленного вмешательства в наблюдаемый процесс, либо наличия неких неучтённых факторов.
2) Рукотворный предмет.
Я для вас собрал некоторые разновидности артефактов, при условии, что все они так или иначе связаны с фэнтези. Все они, как правило, перемешаны, один артефакт может иметь признаки разных видов:
✅ Исторический: заброшенные свидетельства цивилизаций.
✅Археологический: древний рукотворный предмет, не несущий особых свойств, но очень важный для понимания мировых процессов.
✅ Биологический: необычная флора и фауна, человек, несущий в себе свойства артефакта.
✅ Научный: возникший искусственным путем в ходе научных экспериментов, гениальных открытий и прочего.
✅ Информационный: любые предметы или слова, несущие в себе информацию: предсказание, пророчество, заклинание, необратимое явление и т.д.
✅ Мистический: звуковые, световые артефакты, временные и прочее.
✅ Графический: любого рода надписи, руны, таблички с изображениями, фолианты и т.д.
✅ Символический: объект, предмет, который является символом, знаком, несущим скрытые, очень важные смыслы.
✅ Уникальный: подчас раритет, единственный и неповторимый.
✅ Волшебный: артефакт, имеющий волшебные природные свойства.
✅ Магический: артефакт, имеющий историю появления, происхождения, создания, наделенный уникальностью, магическими свойствами разного вида.
И еще немного о шаблонах
В шаблонах нет ничего плохого, напротив, они способны создать необходимую «похожесть», узнаваемы читателями. Другой разговор, когда используемые автором шаблоны применяются «топорно».
⚫ Прием «Мери и Мартин Сью» можно найти и у Толкина, но если ваша героиня – девочка с первого курса института или юноша-менеджер, то неожиданные черты «Сью» смешат. Не менее типичен герой, который становится круче и круче день ото дня, а в конце уже настолько крут, что пора заканчивать книжку.
⚫ Часто шаблонным бывает набор качеств характера, когда герой хороший, но имеет один маленький недостаток, либо он плохой, но в нужный момент проявляет благородство и спасает мир.
⚫Из книги в книгу непредсказуемые поступки героя объясняются детской душевной травмой, тяжелой предыдущей жизнью, тотальным непониманием, драмой от смерти любимых людей. Ужасно у героя все. Ему бы радоваться другому миру, а не вести себя в нем, как будто мир дал фору для исправления прежних ошибок. Даже если и дал, то все душевные переживания героя проявляются не только в нужные по ходу повествования моменты.
⚫ Раздражают и стереотипные портреты. При этом неважно, какой ваш герой или героиня – брутал или доходяга, блондин или брюнет, тупой или умный, – стереотип проявляется в обобщенности описания, языковом «унынии», предсказуемости портретных черт.
⚫ Бесит еще и то, что попаданец очень быстро забывает о своем собственном мире (он сирота по воле автора, одиночка, изгой, супергерой, думающий только о том, как бы решить чужую проблему), либо, наоборот, на каждой странице вспоминает маму, кота Мурзика и учителя физики.
Шаблонность – в крайностях, а вот то, что посерединке, часто оказывается очень неплохим авторским ходом.
🔴 Герой должен вести себя адекватно, логично, проявляя сноровку и оригинальность.
Увы и ах, в квестах герои мало думают просто так. Чаще всего их мысли устремлены на решение задачи. Еще меньше проявляется их душа. Это серьезное упущение автора. Герой – не машина, не робот, не игровой монстр, управляемый человеком, он сам по себе делает книгу.
Как говорит литературовед В. Гопман, квест – «…это движение и в пространстве географическом, и в пространстве души... путь в поисках себя, познание себя, обретение внутренней гармонии». Вот так раскрывается многогранность слова Quest, вот почему оно прижилось в русском языке.
🔴 Читатель должен полюбить героя, иначе он не будет сопереживать. При этом автор тоже должен любить своего героя.
Я не раз замечал у маститых писателей, что любовь к главному герою проявляется в первых книгах, а потом они стараются его «похоронить», и читатель замечает: «Что-то не тот уже Имярек, исписался». Не исписался, а просто перестал любить своего героя. Серия книг имеет границы, установленные любовью.
🔴 Как же передать душу героя? Как сделать так, чтобы герой нравился читателю? Это трудная задача. Прием «Шарм»
Вот тут интересен прием, который я называю «Шарм».
Шарм – это не стереотипная красота, это обаяние, очарование, присущее только этому человеку.
Шарм не равен идеалу, ни в коем случае. Иногда даже противоположен, равносильно тому, как хорошей девочке нравятся плохие мальчики. Шарм героя – это часто то, чем сам автор не обладает.
Вот сэр Макс (у Фрай): красивый, мужественный, находчивый. Но шарм ему придают детская почти растерянность в начале некоторых ситуаций, бесконечное удивление самым обыденным вещам, любовь (даже почтение) к кошкам и неизбывная тоска «смертности» сущего – «зеленая вода».
Джек Воробей – пират как пират, опять же симпатичный, мужественный и находчивый. А шарм не в этом. Шарм – в его «якобы» беспечном отношении к происходящему, в двусмысленности слов, в тотальном одиночестве при множестве спутников.
Шерлока Холмса возьмем (из сериала): симпатичный и т.д., полный набор нужного, а шарм в его отстраненности от привычного мира, в привычке заботиться, как бы «не заботясь», в просчитанном риске, в молчаливой привязанности.
Попробуйте поискать у своих любимых героев шарм, и вы увидите, что это не имеет ничего общего с общепринятыми понятиями красивости и ума.
Герой – своеобразное зеркало нас самих, наших мечтаний, представлений. Душа героя не менее интересна, чем дорога, по которой он путешествует. Читателю важно видеть, как меняется герой, как ломается и обретает новые гармонии его душа, как он решает не только материальные, но и духовные задачи.
Конечно, в квесте важен не только герой, но и другие персонажи. О них поговорим далее.
Все статьи в подборке "Жанры"
Статья на сайте
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература