Найти тему
Военная история

Худший американский генерал во Второй мировой войне называл пехотинцев «гуляющими мальчишками», а артиллерию — «хлопушками»

Оглавление
Фотография генерала Фредендалла 1943 года
Фотография генерала Фредендалла 1943 года

На протяжении кампаний и фронтов Второй мировой войны Соединенные Штаты смогли подготовить одних из самых талантливых военачальников, когда-либо служивших под звездно-полосатым флагом. Такие люди, как Паттон, Эйзенхауэр и Брэдли, отличились в битвах против держав Оси, и их имена навсегда были увековечены в истории.

Но на каждый великий военный ум приходится сотни неудачников, которым не хватало таланта, необходимого для достижения успеха, или которым мешали их собственные недостатки, что имело фатальные последствия для их людей на поле боя. Генерал-майор Ллойд Фредендалл был одним из этих неудачников, поскольку его плохое руководство означало катастрофу для солдат в их первом сухопутном сражении на европейском театре военных действий.

Сегодня Фредендалл остается относительно неизвестным широкой публике, а его неудача затмевается всеми большими успехами США в войне. Тем не менее, его история служит предостережением для будущих военачальников и напоминанием о том, что даже армии США пришлось столкнуться с собственными проблемами, прежде чем она смогла реализовать свой истинный потенциал.

Деконструкция плохого генерала

Фредендалл посещает британский авианосец HMS Formidable в Оране, 1943 год
Фредендалл посещает британский авианосец HMS Formidable в Оране, 1943 год

Когда Фредендалл впервые прибыл в Северную Африку, чтобы принять командование 2-м корпусом, у него практически не было опыта ведения боя. Во время Первой мировой войны он командовал учебными центрами вдали от окопов. Он также провел межвоенный период в различных штатных и учебных должностях, где заслужил похвалу как отличный учитель и администратор.

Но хотя Фредендаллу не хватало боевого опыта, зато у него были связи в нужных местах. Его штабные обязанности в межвоенный период позволили ему завести друзей и связи в вооруженных силах, включая начальника штаба армии США Джорджа Маршалла.

Именно Маршалл первым порекомендовал Фредендалла Эйзенхауэру, заявив, что он «один из лучших» и что «его лицо выражает решимость». Благодаря его поддержке Фредендалл заработал себе звание генерал-майора и командовал II корпусом.

Однако Фредендаллу не потребовалось много времени, чтобы продемонстрировать, что Маршалл и Эйзенхауэр приняли ужасное решение, назначив его командованием. Фредендалл был известным англофобом и франкофобом, неудачное сочетание предубеждений, учитывая, что Тунисская кампания велась в сотрудничестве с британскими силами и силами Свободной Франции. Не любили Фредендаля и британские и французские командиры, и некоторые уже начали подозревать, что личность генерала скрывает его некомпетентность.

Приняв командование, Фредендалл продолжал демонстрировать полное игнорирование надлежащих военных процедур. У Фредендалла был собственный словарь, который он использовал на поле боя, называя пехотинцев «гуляющими мальчишками», а артиллерию — «хлопушками».

Фредендалл отказывался использовать сетку военной карты при передаче приказов, вместо этого отдавая причудливые приказы, которые мало кто из его офицеров мог интерпретировать. Вот один из примеров непонятных команд Фредендалла:

«Пусть ваш босс доложит французскому джентльмену, чье имя начинается с J, в месте, которое начинается с D, что в пяти квадратах сетки слева от M».

На протяжении всей тунисской кампании Фредендалл никогда не бывал на передовой, вместо этого проводя время за строительством сложной системы бункеров в 100 милях от своих позиций. Солдаты 2-го корпуса прозвали этот бункер «самым последним прибежищем Ллойда» показывая, как мало они уважали своего отсутствующего командира.

Возможно, самым большим проявлением высокомерия Фредендалла и полного отсутствия приоритетов была его борьба за получение пуленепробиваемой штабной машины для себя. Эйзенхауэр заработал себе пуленепробиваемый «кадиллак», приняв командование операцией «Факел», а Фредендалл завидовал и потребовал такой себе. Сообщается, что Эйзенхауэр испытал отвращение, когда узнал о требованиях Фредендалла, но не отстранил его от командования.

Тунисский театр, 1942–1943 .
Тунисский театр, 1942–1943 .

Наконец, с точки зрения чистой военной стратегии и тактики Фредендалл допустил несколько ошибок, отправив своих людей на передовую. 2-й корпус был направлен на южную часть линии фронта, занимая оборонительные позиции на Кассеринском перевале. Но Фредендалл слишком рассредоточил свое командование на линии фронта, не оставив мобильных резервных частей, которые могли бы блокировать любые прорывы немцев или выполнять какие-либо собственные действия.

Конечно, Фредендалл не знал, насколько шатким было его положение, учитывая, что он никогда не покидал свой бункер, чтобы посетить фронт. Несмотря на различные предупреждения как со стороны его товарищей по командованию, так и со стороны британцев и французов, он отказался посетить линию фронта или внести какие-либо изменения в порядок развертывания своих людей. Это безразличное отношение отразилось и на бойцах 2-го корпуса, поскольку дисциплина начала подрываться, и никто не удосужился установить минные поля или другие оборонительные сооружения.

Но пока Фредендалл продолжал прятаться в своем бункере и жаловаться на отсутствие у него пуленепробиваемого «кадиллака», Африканский корпус и их итальянские союзники искали возможность атаковать до того, как союзники смогут добиться численного превосходства. И они только что заметили, что позиции США на Кассеринском перевале были особенно тонкими…

Битва при Кассеринском перевале

Захваченные американские войска маршируют через тунисскую деревню, 1943 год
Захваченные американские войска маршируют через тунисскую деревню, 1943 год

В защиту Фредендалла даже опытному американскому генералу было бы трудно сражаться с гениальным генерал-фельдмаршалом Эрвином Роммелем.

Хотя его непобедимая репутация была подорвана в прошлом году в битве при Эль-Алемейне, Ромель по-прежнему оставался опасным противником, который знал, что у него мало времени, прежде чем силы союзников соберутся достаточно, чтобы достичь численного превосходства в Северной Африке. В результате ему нужно было нанести удар первым, и 2-й американский корпус дал ему возможность, которую он искал.

14 февраля 1943 года наступление Роммеля началось с атаки 10-й танковой дивизии и 21-й танковой дивизии на США. оборонительные сооружения в городе Сиди-Бу-Зид как с севера, так и с юга. Полковник Томас Дрейк, командир позиции Сиди-Бу-Зид, отчаянно связался по рации с Фредендаллом в своем бункере, требуя разрешения на отступление, но генерал был слишком далеко, чтобы понять безотлагательность ситуации, и просто сказал Дрейку держаться и ждать подкрепления.

Это подкрепление так и не прибыло, и защитники оказались в полном окружении. Около 1400 человек были взяты в плен, а силы Оси захватили большое количество брошенных американских транспортных средств и оборудования.

Четыре дня спустя Роммель снова нанес удар, на этот раз прямо по позициям 2-го корпуса на перевале Кассерин. Фредендалл направил на позицию усиленную оперативную группу под командованием полковника Александра Старка с приказом «немедленно отправиться в Кассерин и вытащить Стоунволл Джексон», но его напыщенная самоуверенность не могла компенсировать отсутствие поддержки с воздуха и подкреплений, которые он предоставил его осажденные люди.

К 20 февраля американские позиции на Кассеринском перевале были разрушены, что дало возможность Роммелю углубиться в позиции союзников. Между тем Фредендаль, наконец, начал осознавать чудовищность своей глупости, но вместо того, чтобы взять ситуацию в свои руки, впал в пораженчество и считал битву уже проигранной. Он даже начал подготовку к сносу своего бункерного комплекса до того, как враг сможет его захватить, что сделало все ненужное строительство и использование ресурсов бессмысленными.

Роммель в Тунисе разговаривает с войсками на трофейном американском полугусеничном автомобиле M3
Роммель в Тунисе разговаривает с войсками на трофейном американском полугусеничном автомобиле M3

Когда Эйзенхауэр послал генерал-майора Эрнеста Хармона стабилизировать ситуацию на юге, он обнаружил, что Фредендалл сломлен и не может обеспечить сколько-нибудь значимое командование. Сказав Хармону, что «вечеринка твоя», он лег спать и больше не играл роли в тунисской кампании.

В конце концов, Хармону удалось стабилизировать ситуацию, а притоку американских, британских и французских подкреплений удалось восстановить сплоченную линию обороны, которая могла сдержать Африканский корпус. На исходе горючего и с растущими потерями Роммель отменил наступление 23 февраля, и первоначальная линия фронта была восстановлена.

Битва при Кассеринском перевале закончилась потерей американцами 183 танков и 7000 человек убитыми, ранеными или пропавшими без вести. Хотя досадное поражение продемонстрировало неопытность американских солдат, в фиаско Фредендалла была и положительная сторона: Роммель и остальные силы Оси в Тунисе были настолько потрясены тем, как быстро рухнул 2-й корпус, что они начали верить, что вся армия США слаба и недисциплинирована, бумажный тигр, которого можно легко сокрушить немецкой боевой доблестью.

На другой стороне фронта перевал Кассерин оказался сигналом раннего предупреждения для верховного командования союзников, и они использовали все уроки, извлеченные из разгрома, для улучшения дисциплины и структуры командования своих сил.

Сочетание самоуверенного Роммеля и активизации военных действий союзников привело бы к поражению Оси в Тунисе, когда почти 250 000 немецких и итальянских солдат были взяты в плен. Но Фредендалла не было рядом, чтобы засвидетельствовать победу.

Последствия

«Я не понимаю, чем Фредендалл оправдывал свое существование», — генерал Джордж С. Паттон, запись в своем дневнике, 13 марта 1943 года.

После неудачного пребывания на посту командира 2-го корпуса Фредендалл был освобожден от командования более компетентным и агрессивным Джорджем С. Паттоном, которому удалось восстановить дисциплину и привести 2-й корпус к победе в Тунисской кампании. Фредендалл никогда не получит армия, участвующую в каких-либо активных боевых действиях, вместо этого он вернется к обучению новых солдат в тылу.

Несмотря на свою неудачу на Кассеринском перевале, в июле 1943 года Фредендаллу будет присвоено звание генерал-лейтенанта.

Хотя не всю вину за Кассеринский перевал можно возложить на плечи Фредендалла, его высокомерие, трусость и полное пренебрежение к надлежащему военному порядку привели к тому, что 2 корпус был разбит на поле боя, пока он бездействовал, съежившись в своем бункере.

Люди под его командованием не питали к нему никакого уважения, а его коллеги-командиры заклеймили его бесполезным и трусом. Хотя битва при Кассеринском перевале была лишь тактической победой Оси, которая была быстро невилирована, это было слабым утешением для тысяч солдат, убитых и взятых в плен, пока их командир ждал своего пуленепробиваемого «Кадиллака».

🔥 Подписывайтесь на канал – это лучший способ поддержать!
👍 Поддержите статью лайком, если было интересно.
💬 Не забывайте делиться своим мнением в комментариях!
Телеграм канал