Глаза — зеркало души. Если в кадре есть глаза, то зритель в первую очередь смотри на них. Это обусловлено эволюцией человеков: чтобы выжить, мы должны за доли секунды по взгляду хищника или своего же сородича понять — нас сейчас будут целовать (и надо расслабиться) или нас сейчас будут есть (и надо напрячься).
Глаза, в количестве двух штук, объединяются и получается взгляд, и взгляд бывает самый разный:
У взгляда, в свою очередь, есть такое свойство как направление — по направлению взгляда персонажа мы можем понять куда он смотрит, о чём думает и думает ли вообще, смотрит в глаза собеседнику во время разговора или отводит их в сторону, когда врёт. Зрачки могут совершать микро-движения, когда персонаж пытается что-то судорожно придумать или разъезжаться в разные стороны, если персонажу на голову упал кирпич.
Задача аниматора — сделать так, чтобы взгляд персонажа в каждом кадре соответствовал его эмоциональному состоянию и контексту происходящего.
И начинающие аниматоры очень, нет, ОЧЕНЬ часто не справляются с этой задачей и выдают что-то такое:
а должно быть:
Видите разницу? Буквально несколько пикселей в расположении зрачков меняют восприятие зрителем персонажа.
Давайте ещё:
Самое печальное — нет никакого чёткого правила или формулы, по которым каждый может поставить взгляд так как надо, правильно. Аниматор либо видит что персонаж косит или не смотрит в нужную точку, либо не видит. И тогда уже задача ведущего аниматора поставить глаза аниматора правильным образом, чтобы аниматор правильным образом поставил глаза персонажа в кадре.
Всё дело во внутреннем ощущении, которое (имхо) складывается из насмотренности. Во-первых, нужно смотреть и анализировать много мультиков, обращать внимание на расположение зрачков и как это отражается на ощущениях от персонажа.
Во-вторых, от практики и экспериментов. Нарисуйте простое лицо (или возьмите риг) и подвигайте на нём зрачки, прислушиваясь к себе — вам от персонажа должно быть ок или не ок.
Зрителю в каждом кадре вашего мультфильма должно быть ок.
Ок?