Найти тему
Только факты

"Холокост" 17 века, или что вытворяли гайдамаки Богдана Хмельницкого

Слышали такое слово – «шляхта»? Это были родовитые дворяне, входили не только потомки князей с польских и литовских земель. Но была ещё верхушка Запорожской Сечи, которая тоже относилась к шляхте.

Правда – к шляхте православной. А значит, в глазах отцов-иезуитов, не совсем полноценной. Что всегда было источником трений между дворянами коренной, то есть польско-литовской Речи Посполитой, и Окраиной, обитающей на землях бывших южно-русских княжеств киевшины, полтавщины, черниговщины…

Между тем у живущего здесь населения сформировалась психология фронтира, переднего края, к жителям которого нельзя подходить с общими мерками. А шляхта католическая этого не понимала. Или попросту плевала на такие «тонкости», и не упускала случая православную шляхту как-то ущемить.

К первой половине сороковых годов XVII эти противоречия вылились в вооружённую борьбу Сечи за отделение от Великопольского королевства.

А единственным союзником, к которому казаки могли примкнуть в вопросах веры, была Москва. И тогдашний самый авторитетный войсковой атаман Богдан Хмельницкий сделал ставку на союз с московским царём.

Гетман Богдан Хмельницкий. Яндекс картинки
Гетман Богдан Хмельницкий. Яндекс картинки

Нужно понимать, что Москва на подписание такого союза шла крайне неохотно. В царстве ещё были свежи в памяти события Смуты всего два десятка лет назад, и вступать в конфронтацию с поляками, злейшими на тот момент врагами, московскому царю совсем не хотелось.

Но сама логика начавшейся в Диком Поле войны способствовала скорейшему сближению казачьей вольницы с днепровских порогов и Москвы…

Казаки, между тем, устроили жесточайшую резню еврейского населения как на коренных польских, так и на окраинных землях. Повода искать было не нужно: поляки почти повсеместно брали в управляющие своих имений или производственных мануфактур именно евреев – за их деловую хватку и умению приумножить уже существующие капиталы.

Но оформляли это дело по-иезуитски хитро – сдавая и имения, и мануфактуры как бы в аренду, но беря за это неподъёмную плату. А тем, чтобы экономически выжить, да ещё иметь при этом «свой гешефт», нужно было выжимать все соки со своих работников.

Богдан Хмельницкий выступал выразителем этих вот общенародных чаяний, когда к естественной зависти рядовых казаков к зажиточности еврейской общины он подливал масла в огонь «напоминанием», что именно евреи казнили в своё время Христа. И в 1648 году полыхнуло.

В принадлежащий ему по праву кормления город Чигирин прибыл ясновельможный пан Конецпольский. Причина визита была банальна – нужны были деньги, которые он как раз и намеревался стрясти с управляющего этого города еврея Захария по фамилии Собиленко.

Так как реальные сборы оказались меньше, чем он ожидал, Конецпольский обвинил самого зажиточного жителя города в том, что тот грабил его холопов. По странному стечению обстоятельств этим самым зажиточным оказался Богдан Хмельницкий. Ну а Конецпольский в компенсацию «обид» взял, да и забрал половину добра с богатого хутора Хмельницкого.

Богдан этого не стерпел, обратившись за помощью к крымским татарам. Предстоящую добычу поделили заранее: татарам должны были достаться пленные и скот, казакам – золото и серебро.

При таких изначальных условиях войско для похода на Польшу собрать удалось быстро. Так что выставленному против пана гетмана 6-тысячный польский отряд Потоцкого и Калиновского был разбит сходу. А так как именно в это время умирает король Речи Посполитой Владислав, в стане поляков начались разброд и шатания.

Б. Хмельницкий собирает войско для похода на Польшу. Яндекс картинки
Б. Хмельницкий собирает войско для похода на Польшу. Яндекс картинки

Где было брать добычу казакам? Конечно же, в сундуках богатых евреев. И начался настоящий геноцид еврейского населения востока Польши и Литвы и запада Окраины, во время которого казаки превзошли, наверное, самые жестокие способы убийств, которые только были в истории человечества.

Но… «чего не сделаешь ради веры православной и поруганию супостата»? В итоге, население православных областей встречало Хмельницкого, как освободителя от угнетения польскими панами. А о убитых самыми зверскими способами евреях даже никто и не вспомнил.

«А как же Переяславская рада», на которой было принято обращение к русскому царю?» А куда было деваться Хмельницкому после того, что он натворил?

Да и царь московский, в соображении оставшейся без короля Польши, тоже решил, что как раз сейчас вопрос с Окраинными землями можно, наконец, решить в пользу России. Не зная, сколько ещё сюрпризов предстоит России пережить от вновь обретённого союзника.

Друзья! Понравилась статья - поддержите лайком и не забудьте подписаться на канал, если вы этого еще не сделали! Тогда новые статьи не пройдут мимо вас. Все интересное еще впереди! Благодарю!