Путин как-то сказал про своего пресс-секретаря Пескова: "У нас две тысячи сотрудников администрации, неужели вы думаете, что я каждого контролирую? Вон (пресс-секретарь президента. — Прим. ред.) Песков сидит напротив, мой пресс-секретарь, он несет иногда такую "пургу", я смотрю по телевизору и думаю: чего он там рассказывает? Кто ему это поручил?" Примерно такая же ситуация, похоже, произошла с главой офиса генсека Альянса Стианом Йенссеном, который заявил, что небратья могут получить членство в альянсе в обмен на уступку России части своих территорий.
Тут есть пару нюансов, на которые мы сразу обратили внимание. Во-первых, сам человек и его должность. Честно сказать, до сего дня мы, и похоже, что большинство других даже не подозревали, что есть такая должность и такой человек, как Стиан Йенссен. Вроде должность звучит официально ещё как-то более-менее внушительно для серьёзной организации, но на деле этот Стиан начальник канцелярии (по-английски Chief of Staff). Хорошо, что уборщицы у них там в Брюсселе молчаливые, а то могли бы вообще весь мир на уши поставить. Также отметим, что Йенссен тоже, как и генсек, норвежец, а в канцелярию Столтенберга попал по знакомству, в бытность последнего премьер-министром.
Во-вторых, своё заявление он сделал на каком-то полудомашнем междусобойчике (так и представляем сидят кругом норвеги, в свитерах с оленями и дискутируют о судьбах мира) в маленьком городке Арендал, может быть сам оттуда родом. Пресса указывает, что это были какие-то дебаты.
Реакция небратьев не заставила себя ждать, если коротко, то любой из спикеров выразился однозначно: такие предложения совершенно неприемлемы. Пожалуй, что самым адекватным ответом стала фраза от замглавы МИДа: «Мы территориями не торгуем». Ну, а дальше пошли типичные обвинения – такие предложения играют на руку Кремлю. А, ну а дальше пошло типичное обращение к Западу – дайте грошей, техники и т.п.
Отметим, что Путин не раз подчеркивал, что одним из наших основных требований к небратьям является их нейтральность. Т.е. получается, что начальник канцелярии не угодил ни тем, ни нам. Однако у нас особо это заявление никто не прокомментировал так живо, как небратские спикеры. Все дело в том, что за небратьев Запад может все порешать, договориться с Россией и даже не спросить мнения. Если кто там заартачится, то Запад найдет и на него легко управу. И там это все понимают. Смотря, как верные псы, в рот любой мелкой европейской сошки, будь то какая-нибудь Кая Каллас или вот такой канцелярик. А потом на весь интернет рассказывают, что ни пяди земли не отдадим. Хотя у самих пол страны уже с такими мыслями в голове. К слову, в сходном ключе (размен территорий на мир) в последнее время выступили уже несколько небратских ЛОМов. Так сказать, прогревают почву.
После такого резонанса Столтенберг небось сидит у себя в Брюсселе, пьёт местное и думает, какую же пургу несёт его начальник канцелярии. Завтра же ещё придется оправдываться, что это только частное мнение, что ничего такого Альянс не задумывает; что мы также привержены курсу на поддержку; что никаких переговоров о судьбе небратьев, без их присутствия; что есть только одно условие – полная победа и т.п. Надо было в отставку уходить с поста, пусть бы лучше Лизз Трасс рулила Альянсом.