Найти в Дзене

Виноградное солнце

В жизни всегда есть место непредвиденным обстоятельствам, случайностям и чуду. Месяц назад Рита попала в переделку: поехала в командировку и схватила не свой багаж. Сколько паники тогда было!
Сергей, хозяин второй сумки, прямолинейный педантичный трудоголик, готов был разгромить безответственную компанию, представителем которой ехала Маргарита, но в сумке оказались документы, и его впечатлили записи на полях с предложенными решениями конфликта и эскизы. Эта преданность делу незнакомого человека сыграла свою роль в изменении решения и жизни Сергея.

При расставании он даже предложил девушке продолжить меняться багажом и дальше, о чём сообщил ей в письме, отправив его со своей сумкой, — лично смелости не хватило!
Да, со словами надо быть аккуратнее, потому что кто знает, вдруг к ним отнесутся серьёзно, и тогда?..

***
Приближался отпуск. Маргарита открыла кладовку, где лежали «малонужные вещи» и увидела две дорожные сумки, свою и Сергея. Достала письмо и ещё раз его прочитала.
— А почему бы и нет? — сказала она и пошла в магазин за новым, стандартным, похожим на другие маленьким чемоданом.
За свою жизнь он сохранил душещипательные истории о путешествиях: в разных машинах пришлось ездить, во многих полицейских участках находиться, но всегда возвращался к своей хозяйке. Маргарита положила в него несколько книг для веса и два письма: одно от Сергея и второе своё:
«Здравствуйте, я сразу извиняюсь за то, что втягиваю вас в приключения. В моей жизни была ситуация, когда я по ошибке в спешке взяла чужую сумку. Тогда я думала, что это будет просто командировка, но эта деталь с сумкой изменила жизнь человека. Об этом вы можете прочитать в другом письме, которое лежит рядом. Возможно, вы едете отдыхать, и ваш багаж очень важен для вас. Возможно, вы в командировке, и вам надо быстро всё решить и уехать. И даже если вы живёте в этом городе, кто знает, может, выбранный мною тихий район расскажет что-то новое о месте вашей жизни.
В этом городе есть кафе с шестидесятилетней историей, я нашла его заранее. Давайте встретимся там. Вы можете отказаться и дождаться, пока со мной свяжется транспортная служба, а можете увидеть город и, возможно, вспомнить страсть к приключениям, окунуться в детские мечты. Решать вам. Если вы не позвоните в течение часа, то буду считать, что вы приняли моё предложение. Я буду ждать вас по указанному на открытке адресу.
С уважением, Маргарита.
P.S.: Расходы за поездку до кафе беру на себя».

***
Женщина еле передвигала отёкшими ногами и вытирала пот со лба последней салфеткой. Она ходила вокруг ленты с чемоданами и безуспешно пыталась найти свой. Ирина Алексеевна задержалась при высадке, отстояла очередь в дамскую комнату, долго искала информацию о багаже на табло и теперь очень злилась. И только когда на платформе остался один чемодан, она поняла, что это такой же, как у неё, но не обёрнутый плёнкой. На нём была надпись: «Открой меня». Сотрудник полиции чемодан просветил и вскрыл. Два письма были прочитаны. Всеми.
— Ну, Ирина Алексеевна, ваше решение?
— Знаете, там прошла моя молодость. Я давно думала съездить туда… но в этот раз не планировала. Теперь появился повод. Надо научить эту дамочку манерам. А если вы просто вернёте мою сумку, она не исправится. И тем более штраф за хулиганство, если такое предусмотрено, тоже не лучшее педагогическое решение, поверьте моему опыту. — Ирина Алексеевна перевернула открытку, чтобы посмотреть адрес кафе, и вздрогнула. — «Виноградно солнце». Придётся сделать небольшой крюк и передвинуть свои дела. Ну что ж, так тому и быть. Она написала, что оплатит дорогу? Прекрасно! Вы можете вызвать мне комфортное такси для моих габаритов и уставших ног? Прокачусь с ветерком и экономией для бюджета — на подарок сестре больше останется.
Сотрудник пролистал страницы книг на всякий случай.
— Может, с вами кого-то отправить или из местного участка попросить подойти сотрудника?
— Нет, ну что вы, не нужно. Я вам потом обязательно позвоню. Я же не миллионерша, чтобы меня похищать, — я заслуженный учитель. Справлюсь. Да и масса тела у меня солидная, как видите. Незамеченной не останусь. Разберусь. А книгу и письма не упаковывайте: дорога длинная, будет чем заняться. — Ирина Алексеевна с одобрением кивала головой и возвращала книги в чемодан. — Интересная у неё тут подборка литературы, на любой вкус. До свидания.

Ирина Алексеевна вышла и двинула всю себя на выяснение отношений с Маргаритой. Казалось, что своей решительностью она заполняла всё вокруг. Не сбежать.
Женщина только достала телефон, как раздался входящий сигнал.
— Алло, Маша, я тут чуть-чуть задержусь. Нужно решить одну проблему. Нет, нет, не переживай, со мной всё в порядке. Через три-четыре часа буду уже у вас. Дорогая, это не займёт много времени. Да, да, всё хорошо, успокойся. — Ирина Алексеевна отодвинула телефон от уха и дождалась, пока там наступила пауза. — Машенька, я внимательно тебя слушала — ты же моя старшая сестра! Конечно, я хочу увидеть твой сюрприз! Но позже. Он никуда не убежит! А я могу сильно опоздать, если ты сейчас будешь меня посвящать в свои планы.

В такси она перечитывала письма и, поджав губы, поглаживала страницы книги. Время от времени её взгляд с фотографий в книге перемещался на убегающие назад выросшие деревья и обветшалые дома. Машина виляла и подпрыгивала. Память восстанавливала спрятанные картинки и соединяла их со строчками писем Сергея и Маргариты: «Все ездят, как багаж на своей ленте жизни… Всем дело только до себя… Можете рискнуть… менять… жизни… Увидеть город и вспомнить… Окунуться в детские мечты…»
— Что не так с этой девчонкой? Почему, на каком основании она позволяет себе так играть с чужими чувствами? — вскрикнула Ирина Алексеевна, достала блокнот и каллиграфическим почерком вывела первые строчки: «Я думала, что всё прошло и растворилось во времени. Нет. Это больно — вернуться сюда спустя пятьдесят три года».

***
Чем ближе Ирина Алексеевна подъезжала к месту встречи, тем длиннее становилась запись в блокноте и моложе и мягче взгляд. Из такси она вышла совсем другой — оставила там тяжесть нахлынувших воспоминаний. Быстро набрала номер сестры.
— Алло, Маша, сегодня не жди. Всё потом объясню, потом, дорогая. Сюрприз — это человек? Что ж …Твой суперсекретный гость подождёт. Мне некогда, — и быстро сбросила вызов.

Рита сидела на террасе, спиной ко входу, и смотрела на расположенную внизу солнечную дорогу и голые лозы виноградника.
Как только Ирина Алексеевна села за столик Маргариты, официант принёс еду.
— Я не знала, что вы любите, поэтому заказала фирменные блюдо и чай. Это картофель…
— Который таит в себе вкус морской соли и сладость пряностей, и чай, выросший в объятиях солнца и чистого воздуха, — так раньше писали про эту парочку…
Маргарита поняла, что хозяйка чемодана была в этом кафе. Убрав руки со стола, она мяла край кружевной салфетки и молча ждала продолжение истории.
Ирина Алексеевна ела и слёзы катились по её щекам.
— Меня зовут Ирина Алексеевна. Мне сегодня исполнилось семьдесят лет. Я приехала к своей двоюродной сестре… Не важно. — Она посмотрела на Маргариту и отвела взгляд, испугавшись открытости, с которой та смотрела на неё. — На самом деле я ехала сюда с целью проучить вас, научить манерам, чтобы вам больше не приходили в голову игры со временем людей.
Они сидели, окружённые пьяным запахом переспелого, не собранного винограда, свисающего с террасы.

— Спасибо вам, юная леди, за вашу смелость и письма. Благодаря вам я смогла вернуться сюда и посмотреть в глаза страху из своей молодости. Когда мне было семнадцать лет, мы всей семьёй уехали отсюда. Меня увезли за день до выпускного бала — быстро, никому ничего не сказав. И я не успела ни с кем попрощаться… даже с Димочкой. А в новогоднюю ночь родила. Моя дочь росла и не видела своего отца. Когда она выросла и пришло время отдавать документы в институт, мы приехали с Анечкой в областной центр и там нечаянно встретились с ним, и чувства встрепенулись и умерли в одночасье. Он был на фотосессии… свадебной. Женился. В тридцать пять лет первый раз, — она помассировала руки в надежде, что дрожь в них уменьшится. — До этого везде искал меня… Это было больно.
Ирина Алексеевна встала и подошла к ограждению, чтобы Рита не увидела, как плотина сломалась и плачут не только глаза.

— Сколько лет я пыталась забыть всё, что связано с Димой, — не получалось, его копия каждый день смотрела на меня так же чисто и с любовью, как и он когда-то. А сейчас, оказавшись в этом кафе, где я обещала ему, что на выпускном, может быть, открою ему тайну, я поняла, что зря, все страхи были зря… Мне бы вашу смелость в мои года. Я так долго репетировала «ты станешь папой», что не заметила маму... — она повернулась к Рите, и солнечные блики остались на её умиротворённом лице. — Этот эпизод жизни мог закончиться по-другому. Вы… вы, как и автору другого письма, помогли изменить мой взгляд на те события. Как это ни прискорбно признать, я, педагог со стажем, сделала работу над ошибками молодости — впервые. Книга вернула меня в наши места, где мы ходили и были счастливы, где выросли другие дети, где влюблённые ждали и дожидались друг друга… Всю дорогу сюда я представляла свою возможную жизнь и с благодарностью отпускала, ведь прошлого не вернуть, а будущее — прекрасно в своём ожидании, — Ирина Алексеевна села за стол и взяла Риту за руки, как будто боялась, что та убежит. — Хотите, я тоже напишу письмо? Или вы больше не будете так себя вести и забирать чужие чемоданы?
— Я… Я буду, Ирина Алексеевна. Спасибо, что приехали.
— Я чувствовала, что вы не сдадитесь. Держите, пока не передумала. — Ирина Алексеевна пододвинула к Маргарите книгу со своим письмом. — Я написала его в дороге, по свежим чувствам и воспоминаниям. Если вы не против, я бы хотела посидеть здесь одна. Мне надо привести себя в порядок перед встречей с каким-то гостем, которого сестра, не спрашивая моего разрешения, пригласила на мой День рождения. — Ирина Алексеевна развела руки в стороны. — Да, да, она у меня своевольная дама, пользуется тем, что старше меня на двадцать лет.

— До свидания, Ирина Алексеевна. С Днём рождения. — Рита встала из-за стола. — Можно я вам как-нибудь позвоню?
— Буду рада. Сейчас сохраню твой номер и наберу тебе, чтобы… — она достала телефон и прочитала сообщение от сестры. — Кто ждёт? — Ирина Алексеевна вскочила и побежала к выходу, совершенно забыв про Риту. — Димочка! Мой Дима ждёт меня!
— Ирина Алексеевна! Чемодан! — Рита побежала за женщиной, которая не только в воспоминаниях перенеслась во времена молодости, но и телесно.
На крики выбежал официант и схватил девушку за руку. Рита вернулась, всучила ему багаж Ирины Алексеевны.
— Догоните, отдайте ей и помогите вызвать такси!

***
Внизу зашуршала галька и хлопнула дверца машины. Через минуту вернулся официант.
— Спасибо. Можно мне ещё вашего чая «Виноградное солнце» и чек?
Пар поднимался от ажурной чашки. Рита хотела бы, чтобы и мысли стали такими же лёгкими, но — нет. Она сидела и дрожала, как листья на верхушке террасы, и решала — а нужен ли ей такой стресс?

Автор: Марина Еремина

Больше рассказов в группе БОЛЬШОЙ ПРОИГРЫВАТЕЛЬ