К стыду своему, считал, что у нас с этим делом будет значительно слабее, но когда решил разобраться, то это не совсем так. Тут только надо различать корабль-музей и корабль-памятник. Есть добрые люди, которые всё подсчитали и сделали подборки фотографий, в конце приведу ссылку на эти результаты
Итак, есть корабли-музеи, которые можно посещать, ну вот например:
Есть такие, доступ на которые закрыт - по разным причинам, по крайней мере в 2021 году нельзя было заходить на борт "Беспокойного"
А есть такие, которые вообще стоят на постаментах или хотя и на земле, но рассматриваться могут лишь как памятники, ну вот например подлодка в Краснодаре:
Трап на неё ничего не значит, внутрь не попасть.
А всего набирается приличная эскадра: 2 крейсера, 1 эсминец пр.956, 1 СКР мод.пр.61, 2 ракетных катера, 9 подлодок, 1 ПСКР, 12 торпедных катеров, 12 бронекатеров, 3 малых тральщика, мотобот, сторожевой корабль "Красный Вымпел", 1 десантный корабль на воздушной подушке, 2 экраноплана, 12 сверхмалых ПЛ.
Проходят переоборудование для превращения в музеи 1 атомная и 2 дизельных ПЛ. Кроме того, в виде макетов: ПЛ тип М, 1 БМО, 2 бронекатера, 5 ТКА, 2 парусных линейных корабля.
Но именно музеев среди них негусто, помимо указанных на снимках, в основном подводные лодки.
Теперь, как описывают проблемы с созданием таких музеев англичане, ибо у нас о них мало что узнаешь, об этом не любят распространяться. Главное отличие, что там это в основном частная инициатива, хотя и государство немного помогает.
Вот так примерно выглядит механизм создания корабля-музея:
Большинство наблюдателей за усилиями по сохранению военно-морского наследия справедливо скептически относятся к любым новым предложениям по сохранению военных кораблей, поскольку было так много неудач. Как правило, небольшая группа с благими намерениями начинает кампанию по спасению своего любимого бывшего военного "каноэ", сильно недооценивая связанные с этим затраты и сложность. Эти усилия часто получают освещение в СМИ и скромную первоначальную поддержку в сообществе, но им не хватает финансирования, опыта и доверия, необходимых для реализации проекта.
Чтобы добиться успеха, нужно преодолеть несколько больших препятствий. Нынешние владельцы должны согласиться расстаться с судном. Должен быть найден подходящий долговременный причал для судна, который не влечет за собой дорогостоящих сборов и находится в хорошем месте для привлечения посетителей. Различные заинтересованные стороны, в том числе Министерство обороны, местный совет, землевладельцы, регулирующие органы и подрядчики, должны быть уверены, что проект жизнеспособный и соответствует требованиям, прежде чем они согласятся на его реализацию. Затем необходимо первоначальное финансирование для буксировки или транспортировки судна в его новый дом. Необходимо дополнительное финансирование для проведения работ по сохранению и значительной модификации, чтобы сделать их безопасными, доступными и интересными для посетителей. Наконец, оно должно быть надлежащим образом создано как финансово устойчивое предприятие, которое генерирует постоянный поток доходов, необходимый для содержания судна.
HMS Plymouth был первой полууспешной попыткой сохранить военный корабль в качестве памятника Фолклендам. Он был открыт для публики в 1988 году, сначала в Плимуте, затем в Глазго, а затем в Биркенхеде. Доверительный фонд по сохранению военных кораблей, который владел им (и HMS Onyx), развалился в 2006 году, а в 2014 году он был списан, в первую очередь из-за того, что не удалось найти подходящего причала.
За последнее десятилетие было предпринято несколько безуспешных попыток спасти другие корабли, в том числе HMS Liverpool (2013 г.) и HMS Edinburgh (2014 г.). Еще более амбициозные проекты по сохранению HMS Illastrious (2016 г.) и HMS Hermes 2021) также не удалось. (Эти два последние авианосцы, кстати. Стоит ли удивляться, что наши подобные корабли давно оказались в Индии или после модернизации, или в качестве металлолома?) Существует также активная кампания по спасению HMS Bristol, но трудно найти менее привлекательное предложение по сохранению. Полностью лишенный оружия, сенсоров и даже своих мачт , он едва ли напоминает уникальное судно, которым он был в расцвете сил. В настоящее время он разлагается рядом с Китовым островом и должен быть немедленно уничтожен.
Также предпринимаются постоянные усилия по спасению HMS Bronington , но даже спасение этого небольшого тральщика, в настоящее время наполовину затопленного в доках Биркенхеда, будет непростой задачей. Единственным недавним примером успеха за последние 10 лет была реставрация LCT 70074 времен Второй мировой войны , но этот проект получил полную поддержку Национального музея Королевского флота и финансирование Национальной лотереи.
По-моему, здесь тоже ни о каких посещениях речи не идёт:
Сейчас начата работа по созданию ещё одного корабля-музея в Британии. Посмотрим, как это выглядит.
Группа шотландского морского наследия Falls of Clyde International (FOCI) приступила к проекту, который вернет фрегат Type 21 PNS Tariq (ранее HMS Ambuscade) на место его рождения на реке Клайд
HMS Ambuscade был четвертым из 8 фрегатов Type 21, введенных в состав RN в период с 1974 по 1978 год.
Ambuscade служил по всему миру, включая участие в Фолклендской войне, где он провел 83 дня непрерывно в море, прошёл 29 229 миль и произвёл 500 4,5-дюймовых выстрелов. Он попал в серьезное столкновение с USS Dale в апреле 1983 года, к счастью, обошлось без жертв, но его пришлось поставить в сухой док в Мумбаи и изготовить и установить полностью новую нижнюю носовую часть. Более позднюю часть карьеры Ambuscade провел в основном в качестве сторожевого корабля Вест-Индии или Фолклендских островов. Вместе с пятью другими уцелевшими Type 21 он был продан ВМС Пакистана и официально передан на церемонии в Девонпорте 28 июля 1993 года.
PNS Tariq оказался большой находкой для PN (Пакистанский ВМФ), проведя около 830 дней в море и пройдя более миллиона морских миль за три десятилетия после перехода из RN (Королевского флота). Официально списан 5 августа 2023 года.
В 2020 году FOCI обратились к Хумзе Юсафу (в настоящее время первому министру Шотландии, имеющему пакистанские корни) за помощью в обеспечении безопасности «Тарика» в качестве будущего корабля-музея в Глазго. Впоследствии Пакистан любезно согласился не топить ее как цель, как предполагалось изначально. Вместо этого они бесплатно пожертвуют корабль FOCI, хотя благотворительная организация будет нести ответственность за его буксировку обратно в Великобританию. В течение последних нескольких лет службы ВМС Пакистана не жалели средств на поддержание корабля в хорошем состоянии, и совсем недавно, в 2022 году, он был поставлен в сухой док перед отправлением будущим владельцам.
Хотя создание Tariq/Ambuscade в качестве жизнеспособного корабля-музея еще не может быть полностью гарантировано, предложение FOCI уже преодолело некоторые из самых больших препятствий, и у них есть заслуживающий доверия план. Корабль должен быть забран из Карачи в начале октября и совершить путешествие протяженностью 6140 морских миль, прибыв в декабре.
Ambuscade станет частью широкой программы, которая включает мемориал Фолклендских островов, а FOCI предлагает для демонстрации Sea Harrier, Lynx Helicopter и захваченный аргентинский самолет Pucara. Прибрежный центр для посетителей будет построен с использованием транспортных контейнеров. Это недорогой способ создать достопримечательность с гораздо более простыми правилами планирования, поскольку здания временные. В Boxpark также будет выставка, рассказывающая об истории судостроения Клайда, а также магазины продуктов питания и розничной торговли, которые принесут дополнительный доход. Поскольку в Глазго проживает большая пакистанская диаспора, существует также интерес к тому, что корабль находился на пакистанской военно-морской службе (которая была дольше, чем его служба в RN), и это сообщество, а также те, кто имел связи с RN и судостроением, получали поддержку. Примерно так это будет выглядеть:
FOCI не будет сильно зависеть от общественных пожертвований и наняла профессиональную компанию по сбору средств, имеющую опыт реализации многомиллионных проектов. Уже есть некоторая поддержка со стороны богатых доноров-филантропов, и есть несколько финансирующих организаций, которые могли бы предоставить гранты. Участок в Говане является частью усилий по возрождению города, и FOCI может иметь право на «выравнивание» финансирования, поскольку уже заручился поддержкой городского совета Глазго. Анализ NMRN предполагает, что аттракцион будет ежегодно привлекать от 250 до 400 000 посетителей и создаст около 50 новых рабочих мест. BAE Systems, Babcock и Thales (судостроительные компании) имеют текущие или исторические связи с Глазго и, хотя и не предоставляют средств, дали молчаливое согласие на помощь в проведении работ по техническому обслуживанию Ambuscade.
...Так это делается там и неплохо бы, чтобы делалось и у нас.
*****
Обещанная статья из трёх частей о наших кораблях музеях и памятниках. Надеюсь, поможет неравнодушным к истории флота при посещении этих мест:
.............................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала: