Найти тему
РИА Новости

"Иначе будет эпидемия". С чем столкнулись сотни тысяч россиян

Оглавление
© РИА Новости
© РИА Новости

Антонина Матвеева

В стране не хватает препаратов для ВИЧ-инфицированных. По подсчетам специалистов, в 2023-м ими обеспечат лишь 30 процентов пациентов. Остальным придется пользоваться менее качественными лекарствами. При этом число больных только растет. В ситуации разбиралось РИА Новости.

"Начались побочки"

Елена из Екатеринбурга (имя изменено) десять лет страдает ВИЧ. Уже месяц она не может получить в СПИД-центре положенный ей бесплатно препарат "Тивикай".

"Вынужденно поменяли всю схему терапии, — рассказывает она. — В итоге вместо трех таблеток принимаю восемь. Кроме того, возникли тяжелые побочки: проблемы с ЖКТ, дефицит кальция и железа в организме".

Лечащий врач объяснила: "Тивикай", который производят в Британии, закончился и взять негде. Посоветовала другие препараты. Пациентка решила дополнительно проконсультироваться.

"Специалист сообщил, что перебои с препаратом в СПИД-центрах — из-за того, что его просто не закупили", — подчеркивает она.

Миллион больных

За четыре месяца в общественную организацию "Пациентский контроль" поступило более 250 обращений об отказе в лекарствах от больных из 28 регионов, шести учреждений ФСИН и двух ФМБА.

По закону в конце каждого года Минздрав собирает и утверждает заявки на медицинские препараты по всей стране. Затем проводит закупочные аукционы, заключает договоры и отправляет лекарства в СПИД-центры. Там пациентам их выдают на три месяца. Однако на этот раз многие ушли с пустыми руками.

"Жалоб в два раза больше, чем за весь прошлый год, — отмечает консультант сайта "Перебои.ру" Юлия Верещагина. — Но это далеко не все: многие просто не знают, куда обратиться, или не верят, что это поможет".

По ее словам, больше всего жалоб приходит из ДНР, Краснодарского края, Санкт-Петербурга, Ленинградской, Тюменской и Свердловской областей. Согласно докладу Роспотребнадзора "О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения, последние два региона — лидеры по числу инфицированных.

Эксперт ведомства Вадим Покровский отметил, что вирус выявили примерно у 1,5 миллиона человек. В прошлом году было на 350 тысяч меньше.

"Болеют все больше", — подчеркивает Юлия Верещагина.

В Минздраве же настаивают, что число новых случаев ВИЧ-инфекции, даже с учетом новых регионов, снизилось на 2,2 процента.

"Пожелтела кожа"

Дефицит, по данным общественников, коснулся практически всех препаратов. По некоторым наименованиям — на 50-60 процентов. Особенно не хватает "Тивикая" и "Эвиплеры".

"Тивикай" — один из самых эффективных и часто назначаемых. "Эвиплера" — комбинированная. В одной таблетке — сразу три АРВ-средства: эмтрицитабин, рилпивирин, тенофовир.

По словам правозащитников, пока СПИД-центры спасаются тем, что выдают более дешевые аналоги. В профильном учреждении Санкт-Петербурга комментировать эту информацию отказались.

Главный минус замены препаратов — побочные эффекты.

"За все время болезни мне меняли схему лечения четыре раза, — пишет в чате пациентов жительница Тюмени. — Первая не подошла — возникла сыпь, кожа пожелтела. От второй подскочил холестерин. Наконец подобрали лекарство, но вскоре оно исчезло. И опять назначили неподходящее. От побочек уже глаз дергается".

У пациентки из Санкт-Петербурга стали выпадать волосы. Пришлось покупать нужное средство за свой счет.

"Переносимость препарата зависит от состояния организма, индивидуальных особенностей, генетики, сопутствующих заболеваний, — перечисляет врач-инфекционист Елена Орлова-Морозова. — Факторов много, учесть все непросто. Поэтому лучше не менять подобранную терапию".

Самые большие проблемы у больных с лекарственной устойчивостью. Вирус уже мутировал и "привык" к определенному виду таблеток. В итоге некоторые и вовсе отказываются от лечения.

Финансовые трудности

Врачи часто объясняют дефицит санкциями. Но поставщики это опровергают.

По мнению специалистов, все дело в особенностях федерального финансирования. В 2022-м на АРВ-препараты потратили 42,5 миллиарда рублей, хотя закладывали 31,7. Дополнительную сумму Минздрав взял из средств 2023 года.

По данным экспертов проекта "Коалиция по готовности к лечению", это позволило охватить рекордное число пациентов.

Но восполнять потраченное не стали. И возник дефицит. РИА Новости направило запрос в ведомство, чтобы прояснить ситуацию. На момент публикации материала ответа не поступило.

Больные, которым помогает "Пациентский контроль", жаловались в министерство. Им отвечали, что обращение переадресовано в региональные ведомства. А там объясняли, что не в состоянии обеспечить всех нуждающихся (соответствующие документы есть в распоряжении редакции).

В СПИД-центре Санкт-Петербурга указали, что деньги на недостающие препараты (459 миллионов рублей) приходится брать из городской казны. Хотя по закону дефицит должны устранять федеральными средствами.

К тому же, добавляют эксперты, далеко не у всех субъектов есть такие финансовые возможности.

"Устраивали бунт"

Движение "Пациентский контроль", подсчитало: приобретенных лекарств хватит примерно 30 процентам инфицированных.

С июня Минздрав дополнительно закупает некоторые АРВ-препараты. Однако этого явно недостаточно. Первого августа объявили аукционы на сумму около 860 миллионов рублей.

Нужно еще как минимум 18 миллиардов, уверены общественники. Иначе ситуация лишь усугубится.

"Лекарства позволяют инфицированному не заражать других людей. Когда человек перестает принимать их, вирус размножается в организме и может передаваться половым путем, через кровь либо от матери к ребенку. Поэтому обеспеченность СПИД-центров важна не только самим больным, но и обществу в целом. Это вопрос первостепенной важности", — подчеркивает волонтер фонда "СПИД. ЦЕНТР" Полина Генина.

Эксперты уверены: предотвратить вспышку заболеваемости удастся, либо позаимствовав деньги из государственных резервов, либо потратив часть бюджета 2024-го. А чтобы это не повторялось, необходимо значительно увеличить ежегодное финансирование.

Похожая ситуация была в 2010-м. В 17 субъектах ВИЧ-положительные пациенты провели акции протеста — в лечении отказывали даже беременным.

С тех пор в стране повысился уровень информированности граждан по ВИЧ, появились новые препараты. Но то, что происходит сейчас, способно свести весь прогресс на нет.1