О том, какой будет эта новая суверенная система, сообщили в руководстве российских университетов.
Пилотный проект будет запущен 1 сентября
В настоящее время в стране идет тестирование новой системы вузовского образования, которая должна заменить Болонскую систему. Как заявляют представители участвующих в пилотном проекте вузов, суверенная российская система позволит выпускать специалистов, адаптированных к конкретным потребностям национальной экономики, что повысит конкурентоспособность молодых специалистов на рынке труда. Отмечается также, что новая система должна учитывать запросы работодателей.
Правительство одобрило правила пилотного проекта реформы уровней профессионального образования, который будет запущен в России уже с 1 сентября текущего года. В рамках проекта 6 вузов страны перейдут на базовое высшее образование вместо бакалавриата и специалитета, а также на специализированное высшее образование вместо магистратуры. Премьер-министр Михаил Мишустин сообщил, что новая система будет тестироваться по более чем сотне специальностей: машиностроение, приборостроение, землеустройство, транспорт, информационные технологии, экономика и другие направления. Специалисты в этих областях сегодня особенно востребованы на отечественном рынке труда.
В пилотном проекте принимают участие МАИ, МПГУ, Национальный исследовательский технологический университет МИСиС, Балтийский федеральный университет имени Канта (Калининград), Санкт-Петербургский горный университет, Томский государственный университет. Эти учебные заведения самостоятельно разработали стандарты обучения и определили продолжительность учебы.
Власти намерены оценивать эффективность образовательного процесса на основе согласованных параметров: качество приема в вузы, стаж работы, занятые на различных олимпиадах и конкурсах призовые места. Мишустин отметил, что одним из важных критериев оценки станет вовлеченность работодателей, в том числе их участие в практической подготовке студентов.
Премьер отметил также, что работодатели склонны нацеливаться на выпускников, а иногда и на студентов, которые еще находятся в процессе обучения. Системе образования нужны изменения, потому что изменились требования к специалистам. Необходимо соединить все лучшее из советской образовательной системы с опытом последних десятилетий, считает Мишустин.
Россиянам обещают новые методы обучения с ориентацией на практику
В феврале этого года президент Путин заявил о необходимости реформирования системы профессионального образования. Путин предложил вернуться к традиционному формату подготовки специалистов, когда продолжительность обучения составляет от 4 до 6 лет. Для профессий, требующих узкой специализации, должна быть предусмотрена возможность углубленного обучения в магистратуре (ординатуре).
Согласно объяснениям аппарата вице-премьера Дмитрия Чернышенко, обновленная система позволит абитуриентам обучаться в рамках укрупненной группы специальностей, то есть студенты будут выбирать общее направление обучения и только потом выбирать специализацию и продолжительность обучения. В рамках этой системы будут применяться практико-ориентированные методы обучения, которые повысят конкурентоспособность молодых специалистов на рынке труда.
Эксперты отмечают, что российские высшие учебные заведения будут готовить кадры, соответствующие конкретным запросам экономики. Екатерина Балабаева (проректор по учебно-методической работе МПГУ) объяснила, что цель реформы заключается в создании собственной суверенной системы образования, способной гибко реагировать на требования экономики.
При этом новая система должна стать более эффективной, позволяя определить квалификацию специалиста еще в процессе обучения. Отныне выпускник будет иметь ясное понимание своей профессии, например, он станет учителем истории, педагогом-психологом или учителем русского языка. Таким образом, специалисты будут готовиться для конкретных целей. Но также будет осуществляться подготовка многопрофильных специалистов, которые смогут преподавать несколько предметов.
МПГУ уже реализовал пилотный проект по семи направлениям, включая и четырехлетние программы (дошкольное образование и практическая возрастная психология), и шестилетние курсы обучения (учителя-многопредметники — к примеру, преподаватель русского языка, литературы и истории). Балабаева отметила, что главное отличие новой системы от Болонской заключается в том, что выпускник получает полноценное высшее образование. Закончив бакалавриат, студент сможет поступить в аспирантуру, а магистратура станет специализированной и будет готовить специалистов для определенных отраслевых задач.
Нужно соответствовать
Алевтина Черникова (ректор МИСИС) рассказала, что переход на новую систему высшего образования является ответом на стоящие перед страной вызовы и на требования времени. Она отметила важность понимания многообразия задач и потребностей работодателей.
По словам Черниковой, в рамках пилотного проекта НИТУ МИСИС проводит прием по пяти направлениям обучения:
- металлургия;
- материаловедение и технологии материалов;
- технологические машины и оборудование;
- электроэнергетика и электротехника;
- электроника и наноэлектроника.
Дмитрий Козорез (проректор по учебной работе МАИ) отметил, что новые программы обучения были разработаны в тесном сотрудничестве с предприятиями таких госкорпораций, как "Ростех" и "Роскосмос". Учтены текущие и будущие потребности профильных предприятий.
Модель базового высшего образования предполагает гибкие образовательные траектории, позволяющие готовить инженеров нового поколения. Они будут учиться не только теоретическим знаниям, но и активно участвовать в индустриальных проектах, практиках и стажировках, изучать передовые технологии.
В новой системе образования изменено инженерное обучение на первых и вторых курсах: студенты будут раньше начинать осваивать актуальные IT-технологии, примут участие в решении реальных проблем индустрии, объяснил Козорез.
Ранее "Новые Известия" сообщили со ссылкой на проеденное "Ведомостями" исследование, что высшие учебные заведения Москвы и Санкт-Петербурга подняли стоимость обучения в среднем на 12%. Больше всего подорожало обучение в ВШЭ, РАНХиГС, МИФИ и СПбГУ.
---