Как найти клиентов без соцсетей? Сегодня расскажу про свой подход. Но он актуален для жителей городов с населением, ну скажем, от 500 000. Итак, берите на вооружение мой план действий, который был у меня в 2010 году, но работает до сих пор.
Первое, делаем красивые фотографии своих работ и визитки, разносим их в магазины пряжи. А ещё я договаривалась с хозяином, что мои платья будут выставлены на манекенах (мы подписывали расписку в 2-х экземплярах), будут висеть плакаты с моими изделиями. Для сотрудничества я рассматривала магазины как с пряжей эконом класса (цель была привлечь учениц), так и магазины с элитной пряжей (отсюда я планировала получить не только учениц, но и заказчиц). Многие из вас наверняка подумали, что привлекать заказчик среди вязальщиц – это, мягко говоря, странно. На самом деле всё зависит от уровня ваших работ и от того, что вы вяжете. Моя специализация - интересное сложное платье, мало кто сможет сделать подобное. Вспомните себя, какие изделия вы вяжите? Скорее всего, простые топы, свитера и мало кто готов потратить 2 месяца, чтобы связать платье. А вот вязальщицы могут реально оценивать ручной труд, особенно если это сделано очень качественно и стильно. Вот как раз, поэтому я нашла своих клиенток и среди вязальщиц.
Второе, что я делала – это выписала из 2ГИСа все трикотажные швейные ателье своего города. Город Иркутск не очень большой (население, примерно 600 000). И отдельно выписала дизайнеров, у которых есть свои студии. Опять оставила портфолио, визитки и ещё я делала образцы в разных техниках, очень красивые. При этом, общалась только с владельцами и дизайнерами студий, не со швеями, не с технологами, а именно с теми лицами, кто принимает решения. Самое интересное, что ни кто не смотрел на меня, как на конкурента. Все наоборот, восхищались задумкой и радовались, что появится такая классная, крутая, новая услуга и фишка, которую я могу предложить клиентам. Я сотрудничала с Верой Камышнеченко, Еленой Серебряковой, Ксенией Домбженецкой и это малая часть достаточно известных имён в нашем городе. На первых порах, конечно, были заказы небольшие. Это воротнички, всевозможные кружевные ставки, манжеты, мерное кружево.
Но это нормально, потому что сразу делать большой заказ незнакомому человеку – было бы странно. Вам необходимо притереться друг к другу и сработаться. Вас должны понять, в какие сроки вы укладываете, что вы можете, что вы не можете. Готовы ли, например, предложить какие-то свои интересные идеи, или вам нужно давать чёткое техническое задание, и вы его выполняете. И вот дальше пошли уже полноценные заказы. Потому что у таких ателье, дизайнерских студий есть своя клиентская база и ее вам преподносят на блюдечке. Единственное условие, что вы, например, от стоимости заказа платите им определённый процент. И это понятно, вам предоставили заказчика, все примерки и встречи происходит на их территории. Просто заложите этот процент, когда озвучиваете стоимость работы. С дизайнерскими студиями вы можете договориться, чтобы у них тоже висели на вешалках ваши изделия, а самое интересное выставить на манекенах.
Приведу один пример сотрудничество с Ксенией Домбженецкой. Когда я пришла показывать свои образцы, она сказала, что это очень круто. «У меня как раз есть постоянная клиентка - Виолетта, которая хочет переделать одну из своих норковых шуб. Сделать модель в авангардном стиле». Сама Виолетта была дизайнером интерьеров. «Надо вставить несколько кружевных клиньев, 4 или 6, сейчас не помню точно и переделать воротник в капюшон, тоже кружевной» - сказала о заказе Ксения. Так как это шуба, то вязать пришлось из мохера крючком № 2 мм в цвет шубы – светлый бежево-коричневый оттенок. И вот я сделала кружевные ставки и капюшон по той выкройке, которую мне дали. Первая примерка и…. клиентка говорит: «Я бы хотела капюшон не как у испанского инквизитора, а как в фильме у Электроника». У меня немного ступор, шок. Но я быстро сориентировалась. Капюшон переделала, сошлись на ленточном кружеве. И потом эта же клиентка, заказала у меня еще 2 изделия. А пришедшая после нее женщина (когда была примерка шубы), увидев наше совместное творение и мои образцы, тоже заинтересовалась и заказала жакет в технике ленточного кружева молочного цвета из тонкого мохера.
Будьте всегда во всеоружии, клиенты могут прийти неожиданно. У меня не было ни фотографий своих полноценных работ, ни страничек в интернете, но заказы были.
И третий момент, раньше такого количества стилистов не было, но сейчас их, просто тьма. Можно просто отвязать пару трендовых моделей. Посмотрите мои обзоры брендов, я показываю интересные моменты, рассматриваю какие узоры используют, но обращайте внимание на дорогие бренды, на то, что будет носиться. Свяжите стильно, модно, из хорошей пряжи. Ваше изделие будет стоить не 1 000 $, но, например, 10 000 – 15 000 руб. У вас отбоя не будет от заказов. И стилистам это выгодно, потому что они смогут по достаточно разумной цене предложить своим клиентам трендовую вещь.
Так и последний момент - это сотрудничество с фотографами и журналами. Никто почему-то это не рассматривает. Но если вы специализируетесь на пляжной одежде, то летом это просто супер идея. Совместная работа с фотографами и фотостудиями – наряды для стилизованных фотосессий. Мне раньше постоянно звонили и предлагали сотрудничество. Но у меня редко бывают модели в наличии: я связала, выставила на продажу и у меня купили. Я не коплю платья, а продаю их «с крючка», то есть сразу. Мне сами звонили и представители от различных журналов. Они тоже устраивают стилизованные фотосессии и хотели бы взять у меня наряды. Ответ все тот же, у меня всё куплено.
Спрос был, хотя соцсетей и сайта тогда у меня не было, – это здорово. Проявляйте активность. Есть такая пословица «Под лежачий камень вода не течёт», в вязании все точно так же. Если вы будите сидеть и ждать, когда же придёт клиент, то, простите, так и состарится можно. Показывайте себя и свои модели везде, ваш клиент обязательно найдётся.
Ещё такой момент, оценивайте реально свои силы. Вам должно быть комфортно работать. Пусть это будет 2-3 свитера в месяц, которые вы продадите за 10 000, 15 0000 или 20 000 руб (если это реально стильная, модная и качественная модель), но это будет не изматывающий труд, который будет вас напрягать. Я, например, стараюсь переводить своих клиентов всегда в постоянные и в 80% случаев так и происходит. Что значит постоянные? Для меня это те, кто сделали 3-4 заказа. У большинства людей в шкафу сшитые вещи, а вязанных 2-3. Поэтому, когда человек покупает у тебя 3-4 изделия – это реально много. Давайте посчитаем, у вас есть 10 постоянных клиентов, которые берут по паре вещей – вы обеспечены заказами на год! Неплохо, правда.
Надеюсь, моя статья была для вас полезная, и вы найдете с её помощью клиентов. Не забывайте ставить лайки, по ним я понимаю насколько вам интересно оставаться со мной.
Подписывайтесь на мой канал «Вязание крючком с Захарченко Ольгой» и скоро я вам покажу очень интересную подборку моделей с узорами сеткой от известных брендов.
Также советую прочитать следующие статьи о моем опыте в вязальном бизнесе. Вам понравится.