Танец – обязательная составляющая культуры любого народа, характерные движения под музыку во все века использовались для того, что не выразить словами.
Османская империя собрала под своей эгидой множество разных народов, и благоразумно не навязывала строго своих культурных ценностей. Такой подход давал покоренным и присоединенным народам ощущение собственной значимости. Всем известна политика османских султанов – происхождение и изначальные религиозные убеждения не мешают людям служить на благо империи. Греки, сербы, болгары, русские, арабы, сирийцы и прочие народы могли найти счастье и достаток на службе у султана, принимая правила игры при дворце. Однако, возвращаясь домой со службы эти люди окунались в быт своей нации, ели привычную еду, пели народные песни и, разумеется, танцевали.
Современные турецкие народные танцы очень сильно различаются по регионам, на что повлияла культура живших там народов. Танец крутящихся дервишей, о котором мы уже писали тут, не считается народным. В основе его лежит религиозное учение. А вот самый популярный танец халай давно уже перерос региональность. С него мы и начнем знакомство с турецкими народными танцами.
Халай
Групповой танец, стиль его считается одним из древнейших. Люди собираются в ряд или в хоровод, держась либо мизинцами, либо сплетая все пальцы рук. Название «халай» происходит от слова «единение», и он действительно объединяет танцующих. Люди выполняют одинаковые движения ногами и руками, двигаясь в такт музыке, сначала медленно, потом быстрее. Аккомпанирует как правило зурна или давул. Крайние танцоры в цепи держат в руках платок, у которого даже собственное название есть – мендил. Причем с одного края мендил белый, а с другого красный. Без халая не обходится ни одна свадьба и ни одно крупное праздничное мероприятие.
Бар
Можно сказать, что этот танец из Восточной Анатолии похож на халай – его танцуют плечом к плечу, в линию или в хороводе под те же давул и зурну. Однако, есть важные отличия. Женский бар – это плавные неторопливые движения, напевные мелодии. Мужской бар – более резкий, экспрессивный танец. Ну и в целом танец более однородный – без ускорения ритма в конце, как у халая.
Хорон
Самый быстрый из всех турецких народных танцев. Танцуют и мужчины и женщины, но это уже не хороводы, а множество интересных и сложных композиций, особенно в движениях ногами. Кто-то даже увидит сходство с зажигательной ирландской джиггой. Хорон уже нельзя назвать общетурецким танцем. Его любят и танцуют в черноморских регионах – Трабзоне, Самсуне и Ризе).
Хора
Ритмичный, веселый и очень многолюдный танец самых западных регионов Турции, граничащих с Грецией. Участники хоры стоят в линию и в основном танцуют ногами, устраивая настоящий калейдоскоп особых шагов и прыжков.
Зейбек
А вот этот танец сильно выделяется среди прочих. Он строго мужской и иногда даже не похож на танец, скорее на демонстрацию силы и крутости. «Зейбек», кстати, означало «боец» и во времена империи так называли отряды милиции, следящие за порядком. Танец исполняется либо одним двумя, либо группой мужчин. В первой части танца участники неспешно и гордо шагают под умеренный ритм. А когда барабаны и свирель становятся громче и активнее, начинается вторая, бурная часть танца. Основные движения - приседания и повороты, которые сопровождают молодецкие громкие выкрики. Зайбек исполняется под игру барабана и свирели.
Кашик ойуну
А вот сейчас будет немного ностальгии. «Кашик» по-турецки означает «ложка». И равноправный участник этого анатолийского группового танца – деревянные ложки, которые хорошо знакомы нам всем по танцам в детских садах или по концертам областных фольклорных коллективов. Танцоры кашика выстраиваются в линию или в хоровод и активно помогают себе поддерживать ритм парой ложек. Из других инструментов для аккомпанемента используется барабан, иногда зурна.
Турецкие народные танцы, яркие и самобытные, часто включены в концертные программы и шоу, которые проводятся для наших гостей в отелях АККА. Приходите и наслаждайтесь.