Найти тему
Navygaming Channel

"Радуга" для "серых волков" Деница/Часть 2. Трофеи: уничтожить или использовать?

Судьба крупных надводных кораблей Кригсмарине достаточно хорошо известна, да и не много таких кораблей "дожили" до победы союзников в войне. Другое дело - подводные лодки. Попробуем вспомнить судьбу немецкого подводного флота. Продолжение.

Начало статьи ЗДЕСЬ.

Но получив какие-то трофеи, всегда у победителей возникают вопросы каким образом распорядиться этим «добром». И тут союзники поступили по разному, однако в большинстве своем они вновь повторили свой же «опыт» времен Первой мировой, когда большинство немецких субмарин были разобраны на металлолом.

Трофейные немецкие подводные лодки тип XXI в Лисахалли (Северная Ирландия)
Трофейные немецкие подводные лодки тип XXI в Лисахалли (Северная Ирландия)

Если мы помним по первой части, что в руках союзников оказалось (перешли в руки союзников) всего 155 подводных лодок (без учета голландской О-27, которую вернули «домой»). Из этого числа 30 единиц передали трем странам: Великобритании, СССР и США. А какова же судьба оставшихся?

С большим числом трофеев поступили достаточно кардинально - выполняя условия соглашения, англичане провели специальную операцию, и в период с ноября 1945 года по 20 января 1946 года затопили у побережья Северной Ирландии 119 немецких подлодок. Казалось, что остается узнать судьбу еще шести подводных лодок, но в дальнейшем «арифметика» по исследованию Константина Борисовича Стрельбицкого не сходится. Возможно указанное число в 156 единиц – это те субмарины, которые сдались в союзникам.

К примеру, те две подводные лодки, которые сдались аргентинцам и были в итоге переданы американцам, были за квотой в 10 кораблей. И чтобы не нарушать баланс, флот США уничтожил две субмарины, из числа тех, которые капитулировали у американского берега. Так, 4 и 5 февраля 1946 года у восточного побережья Америки были потоплены U805 и U1228 (тип IX-С/40).

Несколько немецких субмарин отыскалось на Дальнем Востоке - после капитуляции Японии союзники получил еще пять немецких лодок, «захваченных» японцами после капитуляции Германии: U181, 195, 219. 511. 862, все они получили японские обозначения: I501, 506, 505, RO500, I502, соответственно. Судьба их не отличалась разнообразием: две субмарины (U181, 862 типа IX-D2) были потоплены англичанами у Сингапура 12 и 13 февраля 1946 года, а U511 (тип IX-C) потоплена американцами в заливе Майдзуру 30 апреля 1946 года. А вот двум последним - U195 (тип IX-D1) и 219 (тип Х-В), находившиеся в портах на острове Ява, судьба подарила еще год их разобрали в 1947 году на металл в Джакарте.

За рамками трехстороннего соглашения осталось десять субмарин. Одна - U573, отошла к Испании (тем более что за нее испанский флот заплатил еще в 1942 году), одна - U510, капитулировала около французского порта Сен-Назер и туда отведена. А вот U510 французы не передали ее союзникам. Четыре лодки U926, 995, 1202, 4706 - остались в норвежских портах в немореходном состоянии, но пригодными для восстановления и их выразила желание иметь Норвегия.

Еще три лодки были разобраны в Норвегии к марту 1947 года: U310, 315 (типа VII-C) и 324 (тип VII-C/41). Одна из лодок, капитулировавших в Германии - U1197 (типа VII-C), сдалась в Вильгельмсхафене, но при налете союзной авиации 25 апреля 1945 года ее так сильно повредило авиабомбой, что корабль разобрали на металл прямо на месте.

Наиболее «творчески» бережно с трофеями поступили французы. Французы, потерявшие большинство своего подводного флота и заинтересованные в скорейшем его пополнении, оставили у себя, как уже упоминалось U510, которую ввели в строй, и она служила до 1958 года под названием «Буан». Во французском флоте субмарина получила бортовой номер S 11, с июня 1950 - S612 (порядковый № E 15), с 1 августа 1957 года ее вывели в резерв, а исключили 1 мая 1959 года. И, наконец, уже 23 ноября 1959 года трофейная «немка» получила обозначение Q176 и была разобрана на металл в 1960 году.

Французская "Буан" в доке
Французская "Буан" в доке

В Лориане с августа 1944 года в сильно поврежденном состоянии находилась U123 (тип IX-B) и хотя корабль был построен еще в 1940 году и активно использовался, французы его отремонтировали и эксплуатировали до 1957 года под названием «Близон». Ее судьба напоминает предшественницу – после службы в августе 1959 года и получила обозначение Q165 и 10 сентября 1959 года потоплена как мишень в точке с координатами 43°17’05N, 06°48’15E.

Французская подводная лодка "Близон"
Французская подводная лодка "Близон"

Немецкая подводная лодка U471 (тип VII-C) была потоплена в Тулоне при налете американской авиации в еще августе 1944 года. Но потребность в субмаринах у французского флота была такой большой, что после войны «немку» также подняли и ввели в боевой строй. Под именем «Милле» подводная лодка служила до 1963 года. Интересно, что эта лодка вновь побывала на дне - в декабре 1955 года она затонула близ о. Мальта в результате удара о подводную скалу. Была поднята на следующий день (данных о потерях в личном составе нет), отремонтирована и вновь введена в строй! Исключена из состава французского флота эта субмарина была 9 июля 1963 года и позже, уже под обозначением Q339, разобрана на металл.

Немецкую U766 (тип VII-C) французы также вернули в строй своего флота. Лодка в июне 1944 года была тяжело повреждена глубинными бомбами, но дошла до Ла Палисса, где ее вначале ремонтировали немцы, потом французы и только в 1945 году работы были закончены. Субмарина служила во французском флоте под наименованием «Лоби» до 17 октября 1963 года. Интересно, что в этот день она была повреждена в столкновении и ее сдали на слом. Вообщем, немецкие «семерки» оказались на удивление крепкими и живучими.

Подводная лодка U2518
Подводная лодка U2518

Так же французы получили две немецкие лодки, переданные англичанами в счет своей квоты. 14 февраля 1946 года в Брест английский экипаж привел U2518. Эта подводная лодка типа XXI была зачислена в состав французского флота, но начала эксплуатироваться только в 1951 года, получив 9 апреля 1951 года название «Ролан Морило». Кстати, все трофейные французские лодки названы именами морских офицеров, погибших в Первую и Вторую Мировые войны. До августа 1964 года корабль пребывал в боевом строю как «океанская подводная лодка», а до 1968 года - служил как экспериментальный. Неплохая служба для субмарины, спущенной на воду в 1944 году в условиях войны.

Странно, но именно эта подводная лодка заслужила честь стать основой для пластиковой модели, продаваемой на известном маркет-плейсе.

U2518 как пластиковая модель
U2518 как пластиковая модель

Еще одна немецкая лодка, полученная от англичан, погибла под своим старым названием U2326. Электрическая малютка типа XXIII затонула по неизвестным причинам во время пробных погружений около Тулона 6 декабря 1946 года.

Немецкая электрическая "малютка"
Немецкая электрическая "малютка"

В отличии от французов, норвежцы не стали поднимать затопленные в своих портах подводные лодки, даже четыре стоявшие в их портах, они включили в состав флота только в 1948 году Причем, малую подводную лодку U4706 (тип XXIII) так и не ввели в строй, хотя переименовали ее в «Кнертен» 14 апреля 1954 года и передали в дар норвежскому Королевскому Яхт-клубу для использования в качестве склада. Но подводный склад оказался неудобным (кто бы мог подумать!) и уже в 1959 году его сдали на слом.

Вот так могла выглядеть норвежская - U4706
Вот так могла выглядеть норвежская - U4706

Подводная лодка U926 (тип VII-C) или «Кия» была введена норвежцами в состав флота 10 января 1949 года, две оставшиеся субмарины чуть позже: U995 (тип VII-C/41) или «Каура» - 6 декабря 1952 г., U1202 (тип VII-C) или «Кинн» - 1 июля 1951 года.

Все эти субмарины являлись кораблями массовой военной постройки, поэтому двадцатилетний срок существования для них весьма велик. 1 июня 1962 года «Кинн» вывели из состава флота и продали на слом в ФРГ. В марте 1964 года так же поступили с лодкой «Киа». Наиболее интересная судьба у U995 – «Кауры». Лодку вывели из состава действующего флота в январе 1963 года в резерв, а 18 октября 1965 года исключили и из состава резервного флота, но не стали резать или продавать немцам, а подарили, причем только в 1971 года.

Норвежская подводная лодка "Кия"
Норвежская подводная лодка "Кия"

В октябре этого года лодка переведена в Киль, где в местном арсенале восстановлена до «кондиций» военного времени. С 13 марта 1972 года подводная лодка U995 со знаком 13 флотилий подводных лодок открыта для посещения в Морском музее в Лабое около Киля, как памятник морякам Кригсмарине, навсегда оставшимся в море. Более подробно о современном состоянии – в отдельной публикации на нашем канале.

Немецкая U573
Немецкая U573

И в заключении снова вспомним испанцев. Как уже неоднократно упоминалось – испанцам еще в 1942 году досталось подводная лодка типа VII-С, и видимо им так понравилась данная субмарина, что испанцы после войны планировали начать постройку модернизированных лодок типа VII, благо многие немецкие инженеры уехали в эту страну. Немецкий подарок (если можно считать подарком субмарину, за которую заплатили 15 млн рейхсмарок) U573 в испанском флоте стали именовать G-7. Лодка много плавала, причем на палубе сохранялось артиллерийское орудие, выглядевшее в 60-е годы явным анахронизмом. Исключили подводную лодку из состава флота в 1971 году.

Испанская подводная лодка G7 (S01) в Картахене, 1942 год.
Испанская подводная лодка G7 (S01) в Картахене, 1942 год.

Кстати, еще в 1951 году испанцы подняли еще одну «немку» - U167, потопленную экипажем на мелководье у Канарских островов 5 апреля 1943 года. Ее не предполагали восстанавливать, а поднимали для сьемок фильма о немецких подводниках. Возможно, некоторые ее детали пошли на запчасти к G-7, несмотря на то, что U167 принадлежала к типу IX-C. Унификация она и в Испании – унификация, )).

Окончание следует....

По материалам К.Б.Стрельбицкого и др.