Судьба крупных надводных кораблей Кригсмарине достаточно хорошо известна, да и не много таких кораблей "дожили" до победы союзников в войне. Другое дело - подводные лодки. Попробуем вспомнить судьбу немецкого подводного флота. Продолжение.
Начало статьи ЗДЕСЬ.
Но получив какие-то трофеи, всегда у победителей возникают вопросы каким образом распорядиться этим «добром». И тут союзники поступили по разному, однако в большинстве своем они вновь повторили свой же «опыт» времен Первой мировой, когда большинство немецких субмарин были разобраны на металлолом.
Если мы помним по первой части, что в руках союзников оказалось (перешли в руки союзников) всего 155 подводных лодок (без учета голландской О-27, которую вернули «домой»). Из этого числа 30 единиц передали трем странам: Великобритании, СССР и США. А какова же судьба оставшихся?
С большим числом трофеев поступили достаточно кардинально - выполняя условия соглашения, англичане провели специальную операцию, и в период с ноября 1945 года по 20 января 1946 года затопили у побережья Северной Ирландии 119 немецких подлодок. Казалось, что остается узнать судьбу еще шести подводных лодок, но в дальнейшем «арифметика» по исследованию Константина Борисовича Стрельбицкого не сходится. Возможно указанное число в 156 единиц – это те субмарины, которые сдались в союзникам.
К примеру, те две подводные лодки, которые сдались аргентинцам и были в итоге переданы американцам, были за квотой в 10 кораблей. И чтобы не нарушать баланс, флот США уничтожил две субмарины, из числа тех, которые капитулировали у американского берега. Так, 4 и 5 февраля 1946 года у восточного побережья Америки были потоплены U805 и U1228 (тип IX-С/40).
Несколько немецких субмарин отыскалось на Дальнем Востоке - после капитуляции Японии союзники получил еще пять немецких лодок, «захваченных» японцами после капитуляции Германии: U181, 195, 219. 511. 862, все они получили японские обозначения: I501, 506, 505, RO500, I502, соответственно. Судьба их не отличалась разнообразием: две субмарины (U181, 862 типа IX-D2) были потоплены англичанами у Сингапура 12 и 13 февраля 1946 года, а U511 (тип IX-C) потоплена американцами в заливе Майдзуру 30 апреля 1946 года. А вот двум последним - U195 (тип IX-D1) и 219 (тип Х-В), находившиеся в портах на острове Ява, судьба подарила еще год их разобрали в 1947 году на металл в Джакарте.
За рамками трехстороннего соглашения осталось десять субмарин. Одна - U573, отошла к Испании (тем более что за нее испанский флот заплатил еще в 1942 году), одна - U510, капитулировала около французского порта Сен-Назер и туда отведена. А вот U510 французы не передали ее союзникам. Четыре лодки U926, 995, 1202, 4706 - остались в норвежских портах в немореходном состоянии, но пригодными для восстановления и их выразила желание иметь Норвегия.
Еще три лодки были разобраны в Норвегии к марту 1947 года: U310, 315 (типа VII-C) и 324 (тип VII-C/41). Одна из лодок, капитулировавших в Германии - U1197 (типа VII-C), сдалась в Вильгельмсхафене, но при налете союзной авиации 25 апреля 1945 года ее так сильно повредило авиабомбой, что корабль разобрали на металл прямо на месте.
Наиболее «творчески» бережно с трофеями поступили французы. Французы, потерявшие большинство своего подводного флота и заинтересованные в скорейшем его пополнении, оставили у себя, как уже упоминалось U510, которую ввели в строй, и она служила до 1958 года под названием «Буан». Во французском флоте субмарина получила бортовой номер S 11, с июня 1950 - S612 (порядковый № E 15), с 1 августа 1957 года ее вывели в резерв, а исключили 1 мая 1959 года. И, наконец, уже 23 ноября 1959 года трофейная «немка» получила обозначение Q176 и была разобрана на металл в 1960 году.
В Лориане с августа 1944 года в сильно поврежденном состоянии находилась U123 (тип IX-B) и хотя корабль был построен еще в 1940 году и активно использовался, французы его отремонтировали и эксплуатировали до 1957 года под названием «Близон». Ее судьба напоминает предшественницу – после службы в августе 1959 года и получила обозначение Q165 и 10 сентября 1959 года потоплена как мишень в точке с координатами 43°17’05N, 06°48’15E.
Немецкая подводная лодка U471 (тип VII-C) была потоплена в Тулоне при налете американской авиации в еще августе 1944 года. Но потребность в субмаринах у французского флота была такой большой, что после войны «немку» также подняли и ввели в боевой строй. Под именем «Милле» подводная лодка служила до 1963 года. Интересно, что эта лодка вновь побывала на дне - в декабре 1955 года она затонула близ о. Мальта в результате удара о подводную скалу. Была поднята на следующий день (данных о потерях в личном составе нет), отремонтирована и вновь введена в строй! Исключена из состава французского флота эта субмарина была 9 июля 1963 года и позже, уже под обозначением Q339, разобрана на металл.
Немецкую U766 (тип VII-C) французы также вернули в строй своего флота. Лодка в июне 1944 года была тяжело повреждена глубинными бомбами, но дошла до Ла Палисса, где ее вначале ремонтировали немцы, потом французы и только в 1945 году работы были закончены. Субмарина служила во французском флоте под наименованием «Лоби» до 17 октября 1963 года. Интересно, что в этот день она была повреждена в столкновении и ее сдали на слом. Вообщем, немецкие «семерки» оказались на удивление крепкими и живучими.
Так же французы получили две немецкие лодки, переданные англичанами в счет своей квоты. 14 февраля 1946 года в Брест английский экипаж привел U2518. Эта подводная лодка типа XXI была зачислена в состав французского флота, но начала эксплуатироваться только в 1951 года, получив 9 апреля 1951 года название «Ролан Морило». Кстати, все трофейные французские лодки названы именами морских офицеров, погибших в Первую и Вторую Мировые войны. До августа 1964 года корабль пребывал в боевом строю как «океанская подводная лодка», а до 1968 года - служил как экспериментальный. Неплохая служба для субмарины, спущенной на воду в 1944 году в условиях войны.
Странно, но именно эта подводная лодка заслужила честь стать основой для пластиковой модели, продаваемой на известном маркет-плейсе.
Еще одна немецкая лодка, полученная от англичан, погибла под своим старым названием U2326. Электрическая малютка типа XXIII затонула по неизвестным причинам во время пробных погружений около Тулона 6 декабря 1946 года.
В отличии от французов, норвежцы не стали поднимать затопленные в своих портах подводные лодки, даже четыре стоявшие в их портах, они включили в состав флота только в 1948 году Причем, малую подводную лодку U4706 (тип XXIII) так и не ввели в строй, хотя переименовали ее в «Кнертен» 14 апреля 1954 года и передали в дар норвежскому Королевскому Яхт-клубу для использования в качестве склада. Но подводный склад оказался неудобным (кто бы мог подумать!) и уже в 1959 году его сдали на слом.
Подводная лодка U926 (тип VII-C) или «Кия» была введена норвежцами в состав флота 10 января 1949 года, две оставшиеся субмарины чуть позже: U995 (тип VII-C/41) или «Каура» - 6 декабря 1952 г., U1202 (тип VII-C) или «Кинн» - 1 июля 1951 года.
Все эти субмарины являлись кораблями массовой военной постройки, поэтому двадцатилетний срок существования для них весьма велик. 1 июня 1962 года «Кинн» вывели из состава флота и продали на слом в ФРГ. В марте 1964 года так же поступили с лодкой «Киа». Наиболее интересная судьба у U995 – «Кауры». Лодку вывели из состава действующего флота в январе 1963 года в резерв, а 18 октября 1965 года исключили и из состава резервного флота, но не стали резать или продавать немцам, а подарили, причем только в 1971 года.
В октябре этого года лодка переведена в Киль, где в местном арсенале восстановлена до «кондиций» военного времени. С 13 марта 1972 года подводная лодка U995 со знаком 13 флотилий подводных лодок открыта для посещения в Морском музее в Лабое около Киля, как памятник морякам Кригсмарине, навсегда оставшимся в море. Более подробно о современном состоянии – в отдельной публикации на нашем канале.
И в заключении снова вспомним испанцев. Как уже неоднократно упоминалось – испанцам еще в 1942 году досталось подводная лодка типа VII-С, и видимо им так понравилась данная субмарина, что испанцы после войны планировали начать постройку модернизированных лодок типа VII, благо многие немецкие инженеры уехали в эту страну. Немецкий подарок (если можно считать подарком субмарину, за которую заплатили 15 млн рейхсмарок) U573 в испанском флоте стали именовать G-7. Лодка много плавала, причем на палубе сохранялось артиллерийское орудие, выглядевшее в 60-е годы явным анахронизмом. Исключили подводную лодку из состава флота в 1971 году.
Кстати, еще в 1951 году испанцы подняли еще одну «немку» - U167, потопленную экипажем на мелководье у Канарских островов 5 апреля 1943 года. Ее не предполагали восстанавливать, а поднимали для сьемок фильма о немецких подводниках. Возможно, некоторые ее детали пошли на запчасти к G-7, несмотря на то, что U167 принадлежала к типу IX-C. Унификация она и в Испании – унификация, )).
Окончание следует....
По материалам К.Б.Стрельбицкого и др.