Продолжаю изучать кладовые недр Белгородской области и знакомить с ними вас. Когда я рассказывала об истории открытия Яковлевского месторождения то упоминала об экспедиции геологов, которые искали уголь. В конечном итоге уголь не нашли, зато обнаружили богатую железную руду, но сейчас не о ней, а о том самом не найденном угле.
Уголь - это осадочная горная порода, которая образовалась из остатков растений в условиях высокого давления и температуры при отсутствии доступа кислорода.
Тема углеобразования очень обширная и её нужно рассматривать отдельно, возможно, даже в нескольких публикациях. Тут совсем коротко. Первый этап образования угля – накопление торфа.
Этот природный материал – продукт разложения растений во влажной среде (болота, озера) с ограниченным доступом кислорода. С течением времени торфяные пласты опускаются вглубь земли. На них наслаиваются осадочные породы.
Под воздействием температуры и давления торф превращается в бурый уголь. Бурые угли переходят в каменные, затем в антрацит и графит. Графит углем не является. Процессы длятся миллионы лет.
Ученые рассчитали, что скорость современного накопления торфа составляет около 1мм в год. Из слоя торфа в 1 метр может получиться 20 см каменного угля. А 2 метра угля образуется через 10 000 лет, соответственно 200 м за 1 млн лет!
Процесс метаморфизма углей сопровождается увеличением содержания углерода и снижением содержания кислорода и водорода. В торфе, например, содержится 50% углерода, в буром угле 65-70%, в каменном угле - 75-90%, в антраците - 95%.
В настоящее время общие геологические запасы угля на территории Российской Федерации оцениваются в 4 трлн. тонн. Это треть мировых запасов. Однако, значительная их часть располагается в районах вечной мерзлоты и недоступна к разработке.
В 50-е годы послевоенная страна остро нуждалась в топливе. Главным источником топлива и энергии был ископаемый уголь. Геологоразведочные работы на поиск его месторождений активизировались, в том числе и на территории Белгородской области. В научных кругах обсуждали проблему Большого Донбасса. Её четко обозначили и сформулировали еще в тридцатые годы, в период индустриализации. Заключалась она в определении реальных границ Донбасского угольного бассейна. Дело в том, что геологическую карту Донбасса, открытого в 1721 году, составили еще в 19 веке. В то время были изучены угленосные отложения, обнажающиеся на поверхности площадью примерно 23 тыс. км2. Но для геологов было ясно, что распространение залежей угля не ограничено площадью так называемого видимого Донбасса. На самом деле она его намного шире и скрыта под более молодыми отложениями.
Для решения проблемы Большого Донбасса была создана комиссия, куда входили геологи, геофизики, палеонтологи, петрографы, химики и другие специалисты. Научный подход плюс применение новейших на тот момент геофизических методов и глубокого бурения принесли свои плоды. Большой Донбасс был оконтурен, его площадь составляет примерно 60 000 км2, т. е. в 2,5 раза больше площади старого Донбасса. В эти пределы включены только те угленосные отложения, которые содержат пласты угля на доступной для разработки глубине.
В Белгородской области каменный уголь обнаружен в Валуйском, Новооскольском и Старооскольском районах. Новооскольский уголь лежит на глубине 110-140м в толще известняков и песчано-глинистых пород. По своим свойствам этот уголь аналогичен углям Донбасса. Белгородские каменноугольные отложения, по крайней мере, юго-восточная их часть, являются продолжением угольных залежей Донецкой, Луганской, Ростовской и Воронежской областей. Разработкой месторождений сейчас не занимаются.
Есть на территории Белгородской области в Старооскольским районе отложения бурого угля. Он залегает на глубине 10м в меловых карстовых воронках и представляет собой плотную органическую массу, состоящую из обуглившихся остатков древних древесных растений. Разработку этого месторождения вели до войны и в послевоенное время до 1949 года.
Залежи торфа в области тоже имеются, но их мало. По площади и мощности они невелики и распределены неравномерно, в основном в северо-западных районах в поймах рек или овражных долинах. В 30-е годы прошлого века в нашей тогда еще исключительно аграрной Белгородской области торф был очень ценным ресурсом и использовался как удобрение. Эксперименты советских агрономов выявили, что торфяные удобрения на наших чернозёмных почвах дают ощутимые прибавки урожаев зерновых, картофеля и сахарной свёклы - на 30-50% по сравнению с неудобренными участками.
125 месторождений торфа разрабатывалось в нашем регионе вплоть до 60-х годов, еще 109 находилось в резерве. Торф люди использовали также в качестве топлива. Сейчас в Белгородской области разработки торфа не ведутся.