В прошлом году пытался разобраться и поделиться с вами тем, что играет бас-гитарист. Сегодня хочу понять, чем это делает он и некоторые его коллеги. Чтобы извлечь из инструмента вменяемые звуки, музыканту нужно воспользоваться своим организмом или посторонними предметами. Так чем же играют на басовых инструментах?
Руками. Потому что не только пальцами приходится играть. Их, кстати, есть вариант использовать вообще все. Басист может, кроме прочего, глушить или зажимать ноты на грифе большим пальцем. Удобство сомнительное, но практика такая имеет место. Можно развить четырехпальцевую технику щипка через большой палец или через мизинец. А что? Для исполнения скоростных пассажей в дэт- или блэк-метале навык интересный и вполне рабочий. Чтобы играть мьютом, нужна ладонь. Вернее, ее тыльная сторона. Не одним же гитаристам глушить! Есть смысл шлепать ладонями по корпусу контрабаса, имитируя ударные. А по корпусу и струнам бас-гитары можно вообще долбануть кулаком, чтобы выделить и подчеркнуть нужное. Только все-таки аккуратно и музыкально. Про клавишные молчу: там возможны всякие варианты.
Ногами. А как же! Ежели вы барабанщик, басовый барабан - "бочка" - ваш верный спутник. Что как не он лучше всего подчеркнет сильные доли? Раз уж руки заняты железом, малым и томами, сыграйте в "бочку" одной или обеими ногами, если у вас кардан или две "бочки". По совести, конечно, ногами вы только сообщите колотушкам усилие. Но тут, как с руками и палочками: без усилия конечностей ударов просто не будет. Ваши коллеги только диву даются, какие акценты вы делаете на басовом барабане! Басист вас за это прямо обожает и ждет не дождется следующего, так милого его ушам, удара. Из-за басового барабана он считает вас своим. Не разочаровывайте: извлеките самую низкую ноту на установке еще раз.
Плектром. Ну или медиатором, если угодно. Слово "медиатор" - посредник - может даже и точнее. Хотите резкий с высокими обертонами звук? Нате. А на контрабас-балалайке вообще тяжело без него что-то извлечь. Поэтому он там нужен кожаный и аж 6х6 см. Еще плектр - лучший друг уставшей правой руки басиста. Если партия не пострадает, а пальцы уже дымятся, владение медиатором - спасительный навык. Да и непривыкшим к толстым струнам гитаристам их медиаторные умения помогут сыграть что-то пока басист курит или обиделся на эти ваши вечные подколы.
Смычком. Само собой! Контрабасисты с него начинают. Бас-гитаристы им балуются. В общем, никто не остается равнодушным. Даже слушатели. Глубокий протяжный звук смычка будто создан, чтобы давать контрабасу больше бархатного низа и певучего низкого верха. Да и бесконечно долгие ноты тоже его заслуга. Смычок - волшебная палочка безладового басового акустического и полуакустического инструмента. Он способен немного "заменить" контрабасисту усилитель и добавить +5 к громкости. Но по-хорошему на большой площадке все контрабасовые техники требуют подзвучивания.
Электросмычком. Выделяю его потому, что приблуда эта совершенно отдельная и на обычный смычок похожа больше результатом, чем способом воздействия. Ну и рассчитан электросмычок на электрические же инструменты. Суть в том, что устройство подносят к струне над нужным звукоснимателем и оно заставляет струну колебаться в своем магнитном поле, используя эффект "обратной связи". За счет этого создается смычковое звучание. В конце концов обычный смычок со своей постоянной канифолью не особо компактен и пачкает многострадальную обмотку струны. Его электрический собрат напротив прост в использовании. Им не надо елозить по струнам, достаточно поднести к звучку, держать и наслаждаться. Пьезо-датчик акустических бас-гитар тоже воспринимает устройство вполне адекватно.
Воздухом. Вернее, воздушным столбом. А как иначе, если мы берем в руки тубу или басовую валторну? Мы дуем в нее, изменяем нажатиями клапанов высоту тона и получаем вменяемую для медных духовых басовую партию. На скоростных пассажах может случиться каша, поэтому играем степенно, не спеша и с достоинством. Коллектив будет смотреть с уважением и слова поперек не скажет. Похожая ситуация с бас-кларнетом и прочими деревянными. Только высоту тона мы меняем, закрывая отверстия.
Голосовыми складками. Да, голосовые связки правильно называть именно так. Всего-то и надо, что пропустить через них воздух в необходимой позиции и, вуаля, получается нота. Маленький нюанс: извлекающий должен иметь толстые складки. Можно, конечно, постараться свой диапазон расширить, но если складки тонкие, как у тенора, или недостаточно толстые, как у баритона, будет непросто, тяжело или вовсе невозможно. Бас - голос редкий, ценный. Обладаете им, значит обладаете возможностью монетизировать свои физиологическую особенность. А коллеги-музыканты пусть завидуют и подстраиваются. Пойдет у них теперь с вами совсем другая музыка, не чета предшественнице.
В общем, чем только на инструментах в нижнем регистре не играют. Было бы желание. А может я чего упустил и вы еще способы знаете?