В одной из поездок, гуляя по городу, подслушал разговор двух уличных музыкантов:
- Жалко, что ты баритон.
- Баритоном тоже неплохо, но для теноров больше материала написано.
А ведь и в самом деле, подумал я тогда, как так: баритонов больше, а теноры популярнее? Почему?
Тенор - высокий мужской голос, будто специально созданный природой для сольных партий. Для него написаны яркие арии: Ленского, Садко, графа Альмавивы. Тенор, который не вытягивает качественных верхних нот, вроде и не тенор вовсе. Его отправят в хор и не помилуют. Да и то, если фальцетом способен петь. А не сможет в фальцет - про музыкальную карьеру пора забыть. Но это в опере. А как дела с более низкими жанрами?
В поп-музыке высокоголосые певцы тоже очень популярны: Налич, Панайотов, Ширан... В хеви-метал тенор - самый востребованный голос: Дикинсон, Адамс, Хэлфорд. Даже в ямайском регги Марли - и то тенор. И достопамятные Стивен Тайлер с Джаредом Лето.
В общем, как ни крути, без них не обойтись. Почему же интересно?
В плотной аранжировке инструменты занимают свои частоты, чтобы не мешать друг другу. Бас-барабан ложится в самый низ. Там он пересекается с бас-гитарой, которая занимает еще и нижнюю середину. Поверх нижней середины в верхних средних частотах укладывается гитара. Там же, в середине, с ней соперничают синтезатор, малый барабан и вокал. В верхних же частотах находится все барабанное железо, соло-гитара, синтезатор, другие сольные инструменты и снова вокал.
Голос может быть любым, но только с тенором в массивах аранжировки меньше всего возни. Он, вместе с гитарой делит верхнюю середину. При хороших верхах тенор отлично прорезает микс и не заставляет других музыкантов намеренно его выделять.
Прислушайтесь, например, к аранжировке Rammstein. Тилль Линдеманн - бас-баритон. Чтобы его было отчетливо слышно в миксе, в куплетах группа намеренно понижает плотность звучания. В припевах же у Тилля много подголосков, позволяющих "приподнять" его над миксом.
Теперь послушаем Slipknot. Кори Тейлор - баритон. Из-за необходимости постоянно прорываться сквозь плотные низкие гитары у него начались проблемы с голосом. Да, звучание Slipknot стало фирменным, узнаваемым, но какой ценой! Будь аранжировка слипов чуть более "изящной", вокал Тейлора не пострадал бы.
А вот Роберт Плант - стопроцентный тенор с сумасшедшими верхними нотами. К сожалению, голос его со временем "поистерся", поэтому сейчас он уже не споет, как в молодости. Но в его случае это и не нужно. Он - легенда и ею останется. Верхними частотами в Led Zeppelin он владел безраздельно, уступая их на время только Пейджу для соло.
Как видите, тенор не создает проблем для композиторов и аранжировщиков, ложится в микс мягко и нежно.
Все же немного странно, что при подавляющем большинстве баритонов и редкости басов слушатели предпочитают теноров. Но это не совсем верно. Скорее, теноров предпочитают музыкальные продюсеры. Их логика понятна: зачем изобретать велосипед, когда уже давно известно, как успешно тенор работает в индустрии. Исключения, конечно, тоже бывают. Их нужно учитывать, потому что бизнес. Следовательно, баритоны и басы тоже пусть будут. Тенор со своими высокими и фальцетными нотами всегда небольшую площадку соберет. А что еще нужно для полного продюсерского счастья?
Справедливости ради отмечу, что теноры и в хоре, и сольно звучат красиво, сочно и мощно. С развитым диапазоном и техниками они пригодятся и в опере, и на эстраде, и в металле. Таков, например, белорусский певец Петр Елфимов.
Тенор - прекрасный, удобный голос, максимально подходящий для всех направлений и жанров. А если освоит экстремальные техники звукоизвлечения - уберет всех остальных. Впрочем, оно ему не особо и нужно.