Найти тему
Чувства Штиля

Акустическая бас-гитара: для кого и для чего?

Photo from mavink.com
Photo from mavink.com

Понятно, что есть контрабас. Но что, если нужно сохранить его акустические свойства в меньшем формате? Безлад решает? Ан, нет! Для этого придумали акустическую бас-гитару. Но она же гораздо неудобнее обычной бас-гитары? Зачем было так изощряться?

Давным-давно в Мексике появилась мариачи - музыка темпераментная, ритмичная. Исполняли ее очень мобильные ребята. Сел в повозку, проехал по пустыне из одного города в другой, денежек подзаработал и молодец. Понятное дело, что для ритмической законченности мексиканцам нужен был бас. И они, недолго думая, изобрели гитаррон - гитарообразного монстра с огромным корпусом, сумасшедшим натяжением струн, но компактного и легкого. В сочетании с сомбреро гитаррон до сих пор производит впечатление и притягивает взгляд. Гитаррон - инструмент не только с яркой внешностью, но и с на удивление ярким звуком.

Идея акустической бас-гитары витала в воздухе и однажды в 1970-х малоизвестный калифорниец Эрни Болл решил сделать инструмент, звук которого лучше сочетался бы со звуком акустических гитар. Болл заявил:

...если бы к электрогитарам шли электрические бас-гитары, то у вас должны были быть акустические басы для акустических гитар. ...ближе всего к акустическому басу был мексиканский гитаррон..., поэтому я купил его в Тихуане и повозился с ним.

Так что, да, гитаррон - предок акустической бас-гитары по прямой линии.

В 1972-м Болл кооперируется с Фуллертоном и делает пилотный образец. А уже через два года запускает серийное производство под брендом Earthwood. Инструмент не пользуется особым спросом, пока в 1980-х компания Washburn не допиливает его до более удобной и играбельной модели Washburn AB-40, которая набирает популярность за счет использования на телевизионных акустических концертах.

Особенно полюбился акустический бас западным фолк-исполнителям. Еще бы! Наконец-то не надо стало переть с собой контрабас!

Не сказать, чтобы неподключенный акустический бас по громкости приблизился к акустической гитаре. Он, конечно, очень старается, но по-прежнему для внятного звучания лучше иметь рядом усилитель. В ином случае придется стесывать плектр, играя у бриджа, а про пальцевые техники вовсе забыть. Пьезоэлектрический датчик отлично решает задачу с подключением. Но тем, кто перешел на акустический бас с электрического, будет недоставать опоры звукоснимателей. К такому инструменту нужна привычка. Да и корпус после плоского покажется избыточно большим. В условиях, когда для полноценного акустического звучания уже несколько столетий как придуман контрабас, а корпус акустической бас-гитары мелковат для такого объемного звука, не совсем понятно, зачем этот инструмент нужен, если все равно без комбика не обойтись.

На акустических концертах, требующих подзвучивания, акустический бас хорош для антуража, не более. В этом контексте все "удобства" инструмента кажутся весьма сомнительными. Хотя, звук у него все-таки интересный.

Акустическая бас-гитара - инструмент красивый и легкий. Уже достаточно традиционно он воспринимается, когда "электрической" банде нужно записать акустический альбом или сыграть акустический сет. Довольно интересно звучат безладовые варианты, но по-прежнему непонятна необходимость их повседневного использования.

Плюс, корпус хрупок, а инструмент из-за него излишне габаритен.

А вы, уважаемый читатель, что думаете про такой вид бас-гитары? Играете ли сами? Нравится ли вам?