Когда родитель решает, что между ним и ребенком не может быть никаких границ, что это естественная норма?
Унижение, бесправие, ощущение небезопасности в доме, в котором ты живешь, неспособность защитить себя или то, что тебе дорого, что только твое - вот какие ощущения испытывала моя знакомая детства, когда рассказывала, как мама залезает в ее рюкзак, читает ее дневник, смотрит сообщения в телефоне.
«Я должна знать, что с тобой происходит!» С этими словами Лиля на откуп родительской тревоге отдавала свое интимное пространство. Точнее, которого у нее не было, ее лишали чего-то личного.
Своеобразное эмоциональное насилие меняет потом восприятие к окружающему миру, к людям. Доверия нет, лишь одни подозрения, что снова взломают, лишат возможности иметь свое, отберут. Агрессия возрастает, человек озлобляется и становится тревожным, появляется маниакальная тяга к контролю.
Сейчас, видя Лилю уже взрослой, я понимаю, как отразилось это «отсутствие границ» между ней и ее матерью.
Ей крайне сложно строить отношения с окружающими, потому что она сама установила «наконец-то» границы, разделилив мир на хорошее и плохое, на черное и белое, тем самым на самом деле нарушая чужие границы. В ее понимании «настоящая дружба - значит, всегда выручит и поддержать не смотря ни на что, снять буквально с себя последнюю рубашку, если нужно помочь», «настоящая любовь - это быть готовым разделить все со своим партнером, отдавать всего себя и быть готовым умереть за любимого».
Очевидно, она отнимает право у другого иметь свою жизнь, свои заботы, свое время. Человек же может просто не хотеть и выбирать себя в данный промежуток времени, возможно, у человека имеется свой кризис и он не в состоянии отдавать себя другому. «Либо ты сейчас со мной либо ты навсегда против меня» - черное и белое, белое и черное.
Лиля очень категорично относится к социальным работникам. Жалуется мне: «Она же учитель! Почему она не отвечает мне на вопросы о моем ребенке сейчас?». Время, на минуточку, 10 часов вечера, далеко не рабочее время. Лиля не хочет признавать, что учитель - это тот же человек со своей жизнью, чувствами, отношениями и да, даже простыми человеческими слабостями.
То же отношение у нее к врачам, которые уходят на обед в то время, когда она пришла и ее нужно принять.
А еще Лиля очень любит встревать в чужую жизнь, пытаясь раздать советы, о которых ее не просили и обсуждать «неправедную» жизнь других мам из школы, которые носят не ту прическу, не ту одежду, не так воспитывают своих чад. Зато она воспитывает своего ребенка идеально, знает о нем все, благодаря соц сетям, что имеет к ним доступ, чтобы посмотреть переписки, проверяет рюкзак, звонит его друзьям, чтобы узнать, почему ее малыш расстроен после школы и не хочет с ней об этом говорить.
Порочный круг замкнулся. Или ее ребенок пойдет по другому пути?