Найти тему
ПАНТОГРАФ

Кружки и ромбики тульских автобусов рубежа 1980/1990-х годов

В свое время писал о некоторых отличительных чертах тульских трамваев прежних первого и второго депо, а именно разных цветах маршрутных табличек. У вагонов первого депо они были синими, а у вагонов второго депо желтыми. Предлагаю продолжить знакомиться с отличительными особенностями тульского городского пассажирского транспорта в прежние времена.

На этот раз вспомнил одну особенность тульских автобусов. По мере становления и развития тульского автобуса сложилось так, что десятилетия городские маршруты обслуживало два автотранспортных предприятия, находящихся в городской черте и входящих в состав бывшего ПО "Тулаавтотранс". Речь идет об автобусах автоколонны 1809 и ПАТП-3.

Автобусы МАN-SG240H тульского ПАТП-3, полученные в 1990-е годы еще имели сбоку бортовой номер, заключенный в круг, фото Анатолия Лукьянова
Автобусы МАN-SG240H тульского ПАТП-3, полученные в 1990-е годы еще имели сбоку бортовой номер, заключенный в круг, фото Анатолия Лукьянова

Первое, что бросалось в глаза, это то, что на городские маршруты автоколонна 1809 выпускала преимущественно венгерские "Икарусы", в то время как ПАТП-3 исключительно отечественные ЛиАЗы. На самом деле в автоколонне 1809 достаточно было и отечественных машин - ЛиАЗов-677(М), ЛАЗов, а с 1990 года и ЛиАЗ-5256.00, но на городские и ряд пригородных маршрутов выходили преимущественно "венгры", хотя был ряд маршрутов, где монополию составляли ЛиАЗы, 22-й, например, а в некоторые годы на линию выпускались и ЛАЗ-4202. У ПАТП-3 "Икарусов" на рубеже 1980/1990-х не было, были лишь ЛиАЗ-677(М) и ЛАЗы, более новые ЛиАЗ-5256 появились уже после распада СССР. При этом на городские маршруты монопольно выпускались исключительно ЛиАЗ-677(М).

Автобусы автоколонны 1809, на пассажирском "Икарусе-260" виден ромб, 1980-е годы
Автобусы автоколонны 1809, на пассажирском "Икарусе-260" виден ромб, 1980-е годы
ЛАЗ-4202 автоколонны 1809 с ромбом, 1980-е годы, фото с сайта https://mtt.ucoz.ru/
ЛАЗ-4202 автоколонны 1809 с ромбом, 1980-е годы, фото с сайта https://mtt.ucoz.ru/
Автобус "Икарус-180" на ул. Мичурина (ныне Ложевая), в задней части первой секции можно рассмотреть ромб с бортовым номером
Автобус "Икарус-180" на ул. Мичурина (ныне Ложевая), в задней части первой секции можно рассмотреть ромб с бортовым номером
ЛиАЗ-677М с бортовым номером 300 автоколонны 1809, сбоку автобусы номер заключен в ромб, фото avto-nomer.ru
ЛиАЗ-677М с бортовым номером 300 автоколонны 1809, сбоку автобусы номер заключен в ромб, фото avto-nomer.ru

Но не только парком подвижного состава отличались автобусы двух автотранспортных предприятий Тулы. Каждое АТП имело свой ряд бортовых номеров. Так нумерация автобусов автоколонны 1809 начиналась с 1 и последним номером по идее должен был быть 399. В реальности я встречал лишь автобусы с максимальными номера из ряда 36*, а номерной ряд 370-399 в 90-е годы отдали АО "Тулачермет", которое одно время обслуживало 4-й маршрут. Номера автобусов ПАТП-3 начинались с 401, а крайними были номера 700-й серии, правда, если брать информацию из сети Интернет, то как раз номер 700 одно время был максимальным среди пассажирских автобусов предприятия, но на улицах Тулы в свое время встречалась "техничка" из обрезанного "Икаруса" с номером 70*, а также какой-то грузовой автотранспорт с бортовыми 700-й серии.

Еще одной отличительной особенностью автобусов ПАТП-3 и автоколонны 1809 было то, что у ПАТП-3 на боковых частях кузова бортовой номер вписывался внутрь круга, а у автоколонны 1809 - внутрь ромбика. Т.е. если бортовой номер внутри ромба - это автобус автоколонны 1809, а если номер оказывается внутри круга, то это машина ПАТП-3.

После распада СССР некоторое время эта традиция держалась, потом появились другие АТП, которые по иному наносили бортовые номера, затем канули в лето ПАТП-3 и автоколонна 1809, а в наше же время многие транспортные частные компании бортовые номера не присваивают вообще.

Канал "ПАНТОГРАФ".

Наша группа ВКонтакте о Туле - За лучшую Тулу - присоединяемся, друзья.

Наша группа в ВК: ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки.

Другие материалы канала о Туле:

Два транспортных юбилея Тулы, об одном помнят, о другом - молчат
ПАНТОГРАФ6 сентября 2022
Подборка июльских снимков тульских трамваев
ПАНТОГРАФ11 августа 2023
-6