Советский многосерийный фильм «Михайло Ломоносов» не просто вошел в золотую коллекцию советского кино. По нему стали изучать историю России и биографию великого русского деятеля — М. В. Ломоносова. Фильм снимался по заказу Гостелерадио СССР к 275-летию со дня рождения Ломоносова.
Картина полностью основана на реальной жизни нашего великого соотечественника и посвящена его жизни и деятельности от отрочества и до смерти. Параллельно в картине раскрываются биографии и образы различных российских деятелей, царей, ученых и вельмож. Фильм потрясает обилием исторической информации и музыкальным сопровождением.
Режиссер картины А. Прошкин вместе с автором сценария Л. Нехорошевым постарались создать не пропагандистский образ ученого, а вполне жизненный, человеческий. И таким подходом очень привлекли зрителя.
Музыку к картине написал известный советский композитор В. Мартынов. Он удивительно гармонично вплел ее в повествование фильма и тем самым расставил дополнительные акценты в знаковых частях картины.
Огромный актерский состав был собран для съемок: А. Михайлов, И. Волков, В. Степанов, И. Лиепа, А. Васильев, Л. Полякова, А. Дударенко, С. Саркисян, А. Ткаченок, М. Салодовник, Л. Плешаков, Д. Диджиокас, С. Цихоцкий, А. Фроловцева, К. Козаков, М. Полицеймако, Н. Сайко, Б. Плотников, К. Кохв, М. Федина, А. Болтнев, Н. Корнаухов, Г. Юхтин, К. Сопельников, Д. Кознов, С. Тарамаев, В. Демин, Н. Бармин, О. Меньшиков, А. Жарков, Ю. Ярвет, В. Сергачев, А. Сирин, В. Годеман, С. Коковкин, Ю. Волков, Н. Прокопович, Е. Дворжецкий, Б. Химичев, С. Плотников, А. Домогаров, А. Прошкин, Л. Ярмольник, Г. Дрозд, В. Афанасьев, А. Деревщикова, И. Воронов, А. Стариков, А. Ливанов, Д. Писаренко, М. Яковлева, Л. Лемке, В. Пинчевский, А. Молотков, Б. Клюев, А. Шворин, А. Подошьян, В. Чуприков, Г. Тейх, С. Варчук, Н. Бриллинг, П. Меркурьев.
Собрали практически всех актеров советского кино. Картина задумывалась как огромое историческое действо и потребовалось привлечь практически всю мужскую часть советских актеров. В картине высокохудожественно показана история России, телезрителю впервые интересно преподнесли чисто исторические события.
Эпопею снимали в крепости Везель, в ГДР, в Архангельской области, в Соловках, в Ленинграде, в Эстонии. Картину сняли в течение трех лет.
В истории советского кино только фильм Бондарчука «Война и мир» может соперничать по грандиозности создания, а по историчности больше нет ни одного.
Очень интересно авторы картины используют голос за кадром. Этот голос объективно дополняет события картины и подводит своеобразную черту под каждым отрывком истории.
На роль Ломоносова пригласили участвовать сразу трех актеров: Михайлова, Волкова и Степанова. Они должны были создать образ гения в разные отрезки его жизни.
Очень много потрудились гримеры и костюмеры с декораторами до мельчайших деталей воплотив на экране образ России 18 века — от вида поселений и улочек городов с санями и каретами, до дворцов вельмож и крепостей.
Для актера И. Волкова это была вообще первая роль в кино. И сразу главная, характерная, очень большая. Эта роль стала стартовой в его кино карьере. Интересно, что сам актер родился в городе Великие Луки, а его соседями по дому были трое потомков Ломоносова.
С большим увлечением сыграли молодых ученых актеры Меньшиков и Ярмольник. Их карьеры так же только начинались и такие знаковые роли дали им хороший старт для дальнейшей карьеры.
Для съемок картины привлекли бригаду плотников, которые периодически должны были возводить различные декорации, а также крепости, помосты, мосты и фортификационные сооружения.
Кроме того было много каскадеров. Они участвовали в съемках с лошадьми, в кулачных боях, в съемках военных сражений и драках.
В массовке везде снимались местные жители сел и деревень.
Три года создатели картины ездили по селам и городам максимально стараясь отобразить российскую историю времен жизни Ломоносова и людей, которые его окружали. Это создание вылилось в эпохальный многосерийный фильм, который после его выхода на экраны стали сравнивать с кометой Галлея в кинематографе. Ничего более скрупулезного и исторического еще не снимали в СССР. На обычного же зрителя фильм произвел эффект разорвавшейся информационной бомбы. Каждую серию смотрели и пересматривали по несколько раз. До сих пор картина является образцом художественной подачи исторических событий и эталоном правильно снятого кино.