Чарли Чаплин является не только одним из самых известных актеров немого кино, но и может считаться первой настоящей звездой Голливуда. Современному зрителю он знаком по образу Бродяги.
Однако Чаплин не только придумал легендарную роль (вообще-то, не он ее придумал), но и использовал в своих фильмах визуальные эффекты еще до появления компьютерной графики, а также ставил гениальные для того времени трюки.
КОГДА АКТЕРЫ ДЕЛАЛИ ВСЕ САМИ
Как правило, дублер приглашается на съемочную площадку тогда, когда актер не может выполнить сложный трюк или отказывается сниматься в сцене (например, в эротических эпизодах). Также дублер может подменить заболевшего актера или в случае какого-нибудь форс-мажора.
Однако это сейчас, а во времена немого кино такого еще не придумали. Съемки фильма проходили долго, сроки не «горели», а потому актеры могли и на «больничный» уйти, и отлучиться по делам. Кроме того, звезд немого кино зритель хорошо знал. Не так-то просто было выдать за любимого актера кого-то другого.
А уж Чарли Чаплина вообще невозможно никем заменить, настолько его образ в кино узнаваем. Почти невозможно… Чаплин был так знаменит, что проводили даже конкурс двойников актера, в котором инкогнито участвовал он сам и… занял лишь 3-е место. Правда, иногда называют и 5-е, и 13-е место. Так что забавная история может быть всего лишь легендой. Но все же.
КАСКАДЕРЫ-САМОУЧКИ
Чаще всего дублеры заменяют актеров в технически сложных и опасных сценах. Опасностей на съемках было много и во времена Чаплина. История трюков очень похожа на историю самого кино. Все начиналось отрывочно и импровизировано, но по мере совершенствования технологий трюки становились все более изощренными и неотъемлемыми для рассказываемых историй.
Однако каскадеры в кинематографе появились не сразу. Поначалу актерам приходилось самим исполнять трюки и рисковать жизнью. Чарли Чаплин имел опыт работы в цирке и водевиле, а потому физически был неплохо подготовлен. Например, он сам исполнял трюки в своих первых фильмах, включая экстремальное катание на роликах и ныряние с головой в воду.
Превзошел его разве что знаменитый трюкач Бастер Китон, который спасал женщину на водопаде, гонялся за машинами и поездами. И не только гонялся, но и запрыгивал на них в движении. Есть также версия, что в некоторых сценах Китон все-таки подменял Чаплина. Хотя великий комик в этом никогда и не признавался.
По мере совершенствования технологий разрабатывались более изобретательные способы создания трюков. Кроме того, киноиндустрия стремительно развивалась, фильмы приносили деньги. Голливуд начал осознавать ценность своих звезд и не позволял им рисковать собственной жизнью.
Теперь меры безопасности на площадке включали размещение матраса на платформе под исполнителем, использование ремней безопасности и т.п. А для выполнения особо опасных трюков без страховки приглашались дублеры.
Они были не профессиональными каскадерами, а обычными людьми, как тогда говорили «достаточно сумасшедшими», чтобы рискнуть жизнью за деньги. Если, например, требовалось повиснуть на карнизе здания или спрыгнуть со скалы в море, то продюсеры находили какого-нибудь акробата или просто смельчака и платили ему за трюк.
ТРЮКИ В ФИЛЬМАХ ЧАПЛИНА
Чаплин тоже вступил в новый этап своей карьеры. Он принимал участие в создании United Artists и начал выпускать свои первые режиссерские работы. Появились знаменитые «Малыш», «Парижанка», «Золотая лихорадка» и «Огни большого города».
Пока Китон продолжал отчаянно бросаться в самые сложные эпизоды, Чаплин предпочитал доверить трюковые элементы своим дублерам. Хотя, опять же, не спешил в этом признаваться. Ведь зрители буквально визжали от восторга, когда артист сам бежал по крыше поезда или свисал с циферблата огромных часов.
Часто он использовал некоторые ранние спецэффекты, чтобы избежать опасности. Также Чаплин был одним из первых актеров, использовавших дублера-каскадера. И, я думаю, это правильно. Ведь самое прекрасное в игре Чарли Чаплина вовсе не опасные трюки.