Оружие, оснащенное искусственным интеллектом, бОльшая обработка данных, чем у большинства армий мира, и беспилотные летательные аппараты позволят американским самолетам быть впереди российских и китайских конкурентов в течение десятилетий.
В марте 2017 года на вооружение Народно-освободительной армии Китая поступила главная разработка китайской авиастроительной компании Chengdu — J-20 Mighty Dragon. Это был первый в мире действующий самолет-невидимка, спроектированный за пределами США, и его появление привело к прекращению монополии Америки на стелс-авиацию.
Mighty Dragon был похож на лучший истребитель в небе на сегодня, американский F-22 Raptor. Но производство F-22 было остановлено в 2011 году, было выпущено всего 186 самолетов. Сегодня боеспособными являются менее 120. И с каждым днем американский флот F-22 приближается к выходу на пенсию, в то время как количество китайских J-20 продолжает расти. Чтобы не отставать, США в течение последних девяти лет тайно разрабатывали свое следующее поколение истребителей-невидимок.
В 2013 году Arati Prabhakar, директор DARPA - Defense Advanced Research Projects Agency - Агентства перспективных исследовательских проектов США, заявил, что правительство начало изучать «предложение по доминированию в воздухе». Сегодня о программе известно не намного больше. Аналитики считают, что новый самолет, известный как часть программы NGAD - Next Generation Air Dominance - «Доминирование в воздухе следующего поколения», будет иметь новые мощные двигатели, летать с беспилотными летательными аппаратами и иметь самые совершенные датчики и радары, которые используют искусственный интеллект для нацеливания на вражеские самолеты.
Пока сложно сказать, насколько малозаметными будут новые самолеты NGAD. F-22 уже почти не обнаруживается на радарах противника в большинстве случаев. Но производители самолетов достигают малозаметности с помощью нескольких пересекающихся технологий.
Истребители-невидимки, такие как F-22, созданы для отражения радиолокационных волн. Они также покрыты засекреченными материалами, которые на американских самолетах могут поглощать до 80% радиолокационных волн. Двигатели самолетов-невидимок спроектированы так, чтобы производить меньше шума и меньшую тепловую сигнатуру, а их бортовые радары и средства связи излучают частоты, которые труднее обнаружить, чем большинство существующих.
Истребители-невидимки могут атаковать наземные цели, выполнять разведывательные задачи, проводить тайные операции и даже глушить радары противника. Их способность выполнять все это над воздушным пространством противника с относительной безнаказанностью делает их жизненно необходимыми для любых современных ВВС. В результате мир быстро догоняет скрытое доминирование Америки.
Помимо Китая, у России также есть новый истребитель-невидимка Су-57, известный в странах НАТО как Felon. По крайней мере, на сегодня известно девять публично раскрытых новых программ разработки истребителей-невидимок в мире, включая NGAD. И, по крайней мере, некоторые из этих разработок дадут результаты, меняющие правила игры — появится шестое поколение истребителей. Когда придет время короновать нового чемпиона неба в 21 веке, честь почти наверняка выпадет одной из следующих восьми программ.
Lockheed Martin F-22 Raptor
Два турбовентиляторных двигателя Pratt & Whitney F119 производят колоссальные 70 тыс. фунтов тяги, а их сопла с изменяемым вектором тяги позволяют пилоту ориентировать тягу вверх или вниз, что делает этот истребитель-невидимку более быстрым и маневренным, чем большинство его конкурентов.
F-22 также является отличным снайпером. Его мощный радар AN/APG-77 с активной антенной решеткой с электронным сканированием позволяет пилотам обнаруживать и нацеливаться на истребители противника на расстоянии более 100 миль.
Представленный в 2005 году как первый в мире истребитель пятого поколения, F-22 Raptor планируется вывести из эксплуатации в 2030-е годы. Как самый старый самолет в этом списке, ему не хватает современных систем, которые есть у его конкурентов.
Но программа модернизации стоимостью $10,9 млрд добавит топливные баки, чтобы увеличить дальность полета, даст ему возможность взаимодействовать с беспилотными летательными аппаратами с поддержкой искусственного интеллекта и добавит возможности инфракрасного поиска и отслеживания, которые дадут возможность нацеливания на вражеские истребители по их тепловым сигнатурам. Это, как надеются ВВС, сохранит статус F-22 как самого мощного истребителя в мире до тех пор, пока он не закончит свое существование где-то в следующем десятилетии.
Lockheed Martin F-35 Lightning II
F-35 является одним из самых технологически продвинутых истребителей на сегодня. Его возможности обработки данных, полученные от многочисленных датчиков, обеспечивают превосходную ситуационную осведомленность. Эта система «снижает нагрузку на пилотов и позволяет им иметь ситуационную осведомленность, так что они больше, чем просто пилоты и больше, чем менеджеры приборов. Они настоящие тактики», — сказал Tony Wilson, начальник отдела полетов истребителей Lockheed Martin в марте.
Мощный радар AN/APG-35 с АФАР F-81 может глушить радары противника, одновременно нацеливаясь на противника — возможность радиоэлектронной борьбы, не имеющая себе равных. Его электрооптическая система AN/AAQ-37 опирается на всенаправленные инфракрасные датчики и подключается к системе наведения истребителя, позволяя пилотам F-35 поражать вражеские самолеты, летящие позади них.
В то время как F-35 не хватает мощности некоторых самолетов в этом списке, серия модернизаций стоимостью $15 млрд гарантирует, что он останется одним из самых мощных истребителей в небе на протяжении десятилетий.
Сухой Су-57 Felon
Су-57 — это мощный самолет, который благодаря тяге в 70 тыс. фунтов и активному радару с электронным сканированием представляет значительную угрозу для любого истребителя четвертого или пятого поколения.
Истребитель также имеет систему IRST, которая позволяет ему идентифицировать и нацеливаться на противников-невидимок, которые не видны на радарах. Это единственный истребитель пятого поколения с 3D-управлением вектором тяги. Поэтому Felon может выполнять очень сложные воздушные маневры. Однако есть большая проблема - его производство. У России пока только 21 Су-57, 12 из которых являются опытными образцами ручной сборки, которые могут быть не готовы к бою. Их было бы 22, но первый серийный Су-57 сразу разбился во время испытательного полета.
Chengdu J-20 Mighty Dragon
Фюзеляж Mighty Dragon на 20 футов длиннее, чем у американского F-35. Подвижные миниатюрные крылья, известные как "утки", начинаются от воздухозаборников истребителя, что придает J-20 уникальный профиль среди истребителей-невидимок, несмотря на обвинения США в том, что Китай украл проект у F-22 и российской программы МиГ 1.44.
Китай разработал для J-20 мощные двигатели WS-15 с форсажной камерой, которые, по мнению военных аналитиков, будут производить по 44 тыс. фунтов тяги каждый, с возможностями 2D-вектора тяги, аналогичными американскому F-22. Но Chengdu неоднократно терпел неудачи в разработке WS-15, поэтому большинство J-20 используют более старые и менее мощные двигатели. В марте Китай сообщал о планах начать серийное производство WS-15.
Даже без силовой WS-15 самолет представляет собой серьезную угрозу для большинства самолетов благодаря своему радару. Истребитель также оснащен мощной ракетой класса «воздух-воздух» PL-15 с радиолокационным наведением. J-20 может нацеливаться на тепловую сигнатуру вражеских самолетов-невидимок, используя свою систему EORD-31 IRST.
Большинство специалистов оценивают J-20 как более малозаметный, чем российский Су-57, но он по-прежнему отстает от американских истребителей-невидимок.
Истребитель Next Generation Air Dominance
Истребитель ВВС США Next Generation Air Dominance (NGAD) - доминирования в воздухе нового поколения - это опытно-конструкторская работа, направленная на замену устаревшего F-22 Raptor на самолет-невидимку шестого поколения. Тем не менее, этот самолет не обязательно будет напоминать традиционный истребитель. Согласно отчету Исследовательской службы Конгресса от 2022 года, целью программы является не создание еще одного боевого самолета, а разработка оружия, способного доминировать в воздушном пространстве. После завершения строительства самолет может больше походить на бомбардировщик-невидимку B-21, чем на F-22.
В том же отчете говорится, что турбовентиляторные двигатели следующего поколения будут производить больше мощности и с лучшей топливной эффективностью, чем двигатели, используемые нынешним поколением истребителей-невидимок.
Согласно рассекреченным данным ВВС, это увеличенное количество энергии должно будет поддерживать новые технологии, такие как лазеры, которые могут быть использованы для противоракетной обороны или поражения вражеских целей, согласно.
Основываясь на рендерах, выпущенных Lockheed Martin и Northrop Grumman, которые конкурируют за разработку нового самолета, самолет получит значительное увеличение малозаметности по сравнению с истребителями пятого поколения благодаря сочетанию улучшенной конструкции и новых композитных материалов, которые должны обеспечить большее электромагнитное поглощение. Истребитель NGAD также будет иметь увеличенную область действия датчиков и оружие большей дальности.
Кроме того, рядом с каждым самолетом NGAD будут находиться беспилотные системы. Эти БПЛА с поддержкой искусственного интеллекта, известные как CCA - Collaborative combat aircraft - совместные боевые самолеты, будут использоваться для атаки вражеских целей.
F/A-XX
F/A-XX ВМС США является опытно-конструкторским образцом, предназначенным для запуска с авианосцев (буквы "ХХ" обозначают, что самолету еще предстоит получить официальное обозначение. Истребитель-невидимка будет иметь такие же внутренние системы как и истребитель NGAD ВВС и, как и NGAD, будет летать вместе с беспилотниками, которые расширят радиус действия радиолокационных систем и будут нести дополнительные боеприпасы. Планируется, что эти истребители заменят существующий флот F/A-18 Super Hornet в следующем десятилетии.
Подробностей об этом истребителе шестого поколения пока мало, но ВМС США настаивает на значительном увеличении скорости и дальности полета по сравнению с сегодняшними Super Hornet и F-35C, оба из которых имеют боевой радиус около 1100 км. Военно-морской флот также хочет, чтобы новый истребитель мог нести более крупное и дальнобойное вооружение. Это позволило бы американским авианосцам атаковать оборону береговой линии противника, оставаясь вне досягаемости современных гиперзвуковых ракет, дальность действия которых превышает 1600 км.
Shenyang FC-31 Gyrfalcon
Китайская Shenyang Aircraft Corporation представила прототип FC-31 в 2014 году. Самолет имел поразительное сходство с американским F-35. Как и в случае с J-20, США обвинили Китай в краже интеллектуальной собственности. Но в отличие от F-35, который имеет только один двигатель, у FC-31 будет два.
Сообщается, что Китай разрабатывает FC-31 для своих авианосцев, и South China Morning Post опубликовала спутниковые снимки, на которых виден ряд самолетов на авианосце J-15.
Китай пока на обнародовал подробности о FC-31, китайский военный аналитик Фу Цяньшао сказал South China Morning Post, что "...его технический уровень сопоставим с американским F-35C". Он также сказал, что, FC-31 пока еще проходит испытания, и в конце этого года они будут осуществляться непосредственно на авианосцах.
BAE Tempest
Как и американские NGAD и F/A-XX, Tempest является истребителем-невидимкой шестого поколения, который должен заменить существующий Eurofighter Typhoon к 2035 году. В апреле Министерство обороны Великобритании выделило BAE Systems $822 млн на продолжение разработки Tempest, и надеется запустить прототип к 2027 году. В разработке нового истребителя Великобритания планирует сотрудничество с Италией, Японией и Швецией .
По данным BAE Systems, этот самолет тоже будет летать вместе с беспилотниками с поддержкой искусственного интеллекта. Итальянская аэрокосмическая компания Leonardo, которая разрабатывает новую мощную радиолокационную решетку Tempest, утверждает, что электроника может обрабатывать столько же данных, сколько интернет-трафик города среднего размера за секунду. Истребитель будет использовать электронно-оптическую инфракрасную систему для нацеливания на скрытых противников, которые не видны на радарах.
Дизайнеры Tempest планируют внедрить множество новых технологий. Одной из самых интригующих является виртуальная кабина, которая будет иметь цифровой дисплей внутри шлема пилота, помогая сортировать огромные объемы данных, поступающих от беспилотников и истребителей союзников.
Источник: Popular Mechanics
Перевод: АвиаОбоз
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz
Читайте еще на канале