Спустя почти полвека Россия вновь отправилась на Луну — 11 августа 2023 года с космодрома Восточный ракетой-носителем «Союз-2.1б» к естественному спутнику Земли запущена первая в современной истории России автоматическая станция «Луна-25». Через несколько дней — предварительно 21 августа — предстоит мягкая посадка в районе Южного полюса Луны. О том, что будут исследовать наши специалисты, в чем особенность новой лунной миссии и какие результаты можно ожидать, «Парламентской газете» рассказал научный руководитель Института космических исследований РАН и первого этапа российской лунной программы, академик РАН Лев Зеленый.
- Лев Матвеевич, со времени последней посадки отечественного космического аппарата на Луну прошло почти полвека. А в XXI веке лишь китайцы отправляли свои миссии на наш единственный спутник Земли. Почему именно сейчас наша лунная миссия вновь стартовала?
- Уточню, что Луну в XXI веке исследовали не только китайцы — с орбиты ее изучали американцы и индийцы. Вообще, Луна стала вновь активно исследоваться после некоего затишья, вызванного тем, что «лунная гонка» между США и СССР к середине 1970-х годов сбавила обороты. Когда это произошло, наука стала решать другие задачи в космосе, например, занялась Марсом и планетами-гигантами. Можно сказать, что Луна оказалась в тени Марса. Но уже в XXI веке исследования Луны активизировались. И если вернуться к китайцам, то в XXI веке только им удалось сесть на ее поверхность трижды, причем один раз — на обратной стороне Луны, что является большим достижением.
А в России изначально планировалось полететь на Луну в прошлом десятилетии. Но разные причины воспрепятствовали этому. В итоге мы полетели туда в 2023 году. Кстати, одновременно с нами на Луну летит индийский аппарат — он уже в дороге. У Индии довольно сильная космическая программа, мы с ними давно сотрудничаем в научном плане. А на этот раз мы являемся друзьями-соперниками — они, так же как и мы, планируют высадиться не на среднеширотной области Луны, а в окрестности ее Южного полюса.
- Ранее на полярной части Луны наши миссии высаживались?
- Это вообще происходит впервые в истории космонавтики. При этом замечу, что надо еще туда долететь и благополучно прилуниться — ориентировочно это должно произойти, если все пойдет так, как было задумано и рассчитано, 21 августа.
Предыдущие отечественные миссии трижды привозили пробы лунного грунта, по Луне ездили 2 крупных отечественных лунохода — величиной примерно в небольшой джип. Но все посадки происходили на средних широтах Луны — туда летать проще и по условиям пребывания там аппарата, и по ограничениям по баллистике. Никто тогда сложностей специально не искал, и все посадки приходились именно на экваториальную часть. Но в XXI веке в науке возникло понятие полярной, или «влажной», Луны, которую активно стали изучать примерно с начала нулевых годов. Мотив исследований простой — полярная область Луны отличается от экваториальной примерно так же, как Антарктида от Сахары. Там, например, намного труднее сесть аппарату. Кроме того, на полярной Луне лучи Солнца идут почти по касательной к поверхности, поэтому возникают определенные технические проблемы из-за сверхнизких температур. Кстати, именно этой особенностью, когда солнечный свет идет сбоку, обусловлено то, что наш автоматический космический аппарат «Луна-25» оборудован солнечными панелями, расположенными не сверху, как это делается обычно, а окружающими станцию по бокам.
- Какова главная задача нынешней российской лунной миссии?
- Одна из ключевых — восстановить технику посадки на безатмосферные космические тела. Последний раз в нашей стране это происходило в далеком 1976 году. Также очень важно исследовать среду в окрестностях Южного полюса. Это касается, в частности, локальных измерений природной среды: потоков плазмы, которые идут от Солнца (солнечного ветра), заряженной лунной пыли. Вокруг Луны вовсе не космический вакуум, как гласит расхожее мнение, а сложно организованная плазменно-пылевая экзосфера (внешняя часть верхней атмосферы Земли и других планет. — Прим. ред.).
Конечно, стоит задача исследовать полярные лунные грунты, узнать точно, есть ли там вода и следы органических элементов. В целом предстоит интереснейшая работа — исследование изотопного состава вещества Луны поможет ответить на вопрос о ее происхождении.
- Сколько продлится работа миссии «Луна-25»?
- Если все удастся, то мы планируем проработать там около года. Наш аппарат в отличие, кстати, от индийского подогревается радиоизотопными источниками, что поможет, как мы рассчитываем, переживать лунные ночи, при которых температура достигает -150 градусов.
- На какие результаты могут рассчитывать в России по итогам таких уникальных исследований, учитывая аналогичный опыт предыдущих миссий?
- Во-первых, исследования Луны отличаются от большинства других задач фундаментальной науки. Они довольно быстро могут помочь приступить к решению конкретных практических задач. При этом все же замечу, что любая естественная фундаментальная наука очень практична и позволяет в перспективе получить вполне прикладные результаты. Если не в первые 5-10 лет, то через 15-20 лет такие исследования окупаются.
Так вот, на Луне есть вода, наличие которой нашей миссии надо подтвердить. Если все так и есть, то это бесценный ресурс для будущих лунных станций. Это и кислород для дыхания, и в перспективе топливо для будущих ракетных поездов, которые полетят к дальним планетам. При наличии там существенных запасов воды с Луны, например, можно будет организовывать пилотируемую экспедицию к Марсу — с Луны стартовать на порядок легче, чем с Земли.
Во-вторых, и это более близкая практическая перспектива, которая объясняет сегодняшний ажиотаж, царящий во многих странах, вокруг исследований Луны. Сейчас мы можем утверждать, что Луна богата всеми видами редкоземельных металлов — все потому, что она непременно бомбардируется астероидами, часть из которых (железо-никелиевые) содержит эти ценные элементы. Таким образом, в верхних слоях грунта в центре ряда кратеров можно найти редкие и редкоземельные металлы, например титан, ванадий, молибден, рений, галлий, германий, церий и другие. Их запасы на Земле уже истощаются. И уже в середине XXI века полеты на Луну за ними могут стать достаточно выгодными с экономической точки зрения. Очевидно, что интерес к Луне коммерциализируется — бизнес в разных странах все активнее вкладывается в лунные программы. А деловые люди не будут выбрасывать деньги на пустышки. Например, американские компании уже получают в США разрешения на разработку лунных месторождений.