У Рашида Суншева из Кабардино-Балкарии на аватарке мессенджера любопытная картинка — человек «жмет руку» дереву. Все население семейного сада — для него как многочисленные родственники. Знает каждое дерево, заботится как о родных
Рашид к труду приучен с детства: обрезал деревья в саду, собирал урожай и готовил посевы. А когда вырос, вместе с братьями решили делать то, что у них в крови — работать на земле.
- Я уже лет тридцать точно занимаюсь садоводством. Это если взять вообще первые робкие пробы, когда мне доверяли обрезать деревья. Обрежу, ленточку примотаю, а потом, в начале сезона бегу смотреть — как отросла, все ли хорошо. Конечно, ошибок много было. Мы больше самоучки. Образования садовода у меня нет. Люди подсказывали, учили, сам читал как надо, работал и когда не получалось — не опускал руки, думал, как сделать правильно.
Свой сад в пятьдесят гектаров братья стали высаживать в 2007 году. Работают вчетвером. На плантациях в селе Баксаненок у них яблочки растут, сливы, абрикосы, есть черешневые деревья. Лучше всех, признается Рашид, идет слива «Стендлей». Заморские саженцы, по словам самих селекционеров, которые вывели сорт, адаптируются лучше всего в предгорье. А Суншевы еще и свое удобрение добавляют — самое главное — воду горной реки.
- У нас такой сад, традиционный, с вековыми технологиями. Как делали у нас в селе, так и мы. И в этом есть своя прелесть — полив с реки, где идеальное соотношение всех микроэлементов, каждое дерево знаем и к каждому как к живому относимся. У них, не поверите, и характер свой, и иммунитет, в расцвете жизни — максимальный урожай и угасает медленно, как человек: только что не разговаривает. А так все как у людей.
На пятидесяти гектарах братьям работы хватает, в сезон нанимают рабочих, но в основном трудятся в саду сами. Кто хоть раз попробовал фрукты, выращенные на талой воде ледников уже сами приезжают в сад Суншевых. Другие ждут, когда они загрузят фуры и повезут по соседям.
- Яблок примерно 200 тонн собираем, сливу «Стендлей» порядка 100, другие сорта по 10 и 5 тонн, черешневые деревья молодые, еще не набрали силу, но все равно сняли 3 тонны ягоды. Что-то сдаем на переработку, яблоки везем товарищу в плодохранилище, остальное расходится на месте и по рынкам Северного Кавказа возим, в Ростов. Но там у нас покупают большие оптовики и уже в Москву, Петербург отправляют.
Предприятия республики покупают фрукты у Суншевых для переработки, из их слив, яблок и абрикосов получаются вкусные джемы и знаменитая кабардинская пастила. В мечтах у братьев построить собственное плодохранилище, а еще продлить аренду земли, в которую вложили много семейного труда.
- В саду каждый день есть работа. Лето, зима — не бывает такого, чтобы нечего было делать. Выходной случается только в ливень или мороз. Но у нас затяжной непогоды не бывает, а значит и отдыхать некогда!
По семейной традиции первый пробу с нового урожая снимает старший брат Рашида. Он определяет готов ли плод и пора ли открывать сбор. В семье, безусловно, фрукты тоже остаются. Женщины варят варенье, закручивают компоты, чтобы зимой тепло собственного сада согревало за большим столом.
фото из личного архива Р.Суншева
Валерия Поддаева