Найти тему
Полит-НН.Ру

Кластеры» – это частичное возвращение к советской плановой системе

Активное использование термина «кластер» в Нижегородской области началось еще во времена губернаторства Валерия Шанцева.

Что касается содержания этого термина, то все это мы видели и в советские годы. Когда строился какой-то завод, под него планировались поставки комплектующих, определялись получатели его продукции... и так далее.

Взять хотя бы знаменитый Горьковский автомобильный завод. Мы купили не просто технологию, но получили и сам завод, который построила американская компания «Форд», которая, собственно, и запланировала поставки комплектующих. Причем, тогда это не были поставки из-за рубежа, как в случае с процветавшей у нас в последние десятилетия «отверточной» сборкой, от которой мы сейчас постепенно отходим, усиливая локализацию производств, то есть использование все большей доли отечественных комплектующих и материалов.

Так вот, ГАЗ – это типичный пример кластера. Существовало такое предприятие, завод «Нормаль», которое производило практически всю номенклатуру винтов, шайб, гаек для автомобильной промышленности, а степень локализации продукции была максимальной – заводы имели все необходимые основные технологические процессы, начиная с металлургии, литья и ковки. Вот чего в нашей стране так и не появилось, так это нормального станкостроения.

Поэтому кластер – это новое название того, что уже было и что сейчас частично восстановлено.

Когда губернатор Шанцев в лице своего заместителя Сватковского говорил об автомобильном кластере, подразумевалось, что на территории региона разместят производства, которые будут поставлять необходимые детали, повышая степень локализации. Решена ли эта задача полностью? Нет. Произошли события, которые привели к введению санкций в отношении России.

После ухода западных партнеров, многие процессы подвисли, у ГАЗа возникли проблемы. Относительно неплохо обстоят дела с «газелями», но вот производство легковых автомобилей после прекращения производства «Волги» и разрыва сотрудничества с «Фольксвагеном» исчезло полностью.

Никто не отнимет у Дзержинска славу центра химического производства, даже при весьма ограниченном числе типов производимой продукции. «СИБУР-Нефтехим» восстановился до такой степени, что занял серьезную нишу мономеров. Я имею в виду завод этиленгликолей в Дзержинске. Но когда пришел серьезный инвестор, желающий вложиться в производство полиэтилена, то он не выбрал дзержинскую площадку, а совершенно естественно отдал предпочтение Кстову, где на нефтехимическом заводе осуществляется производство этилена и пропилена. Единственное, что требовалось наладить, это поставку поваренной соли для получения хлора.

Современное производство требует минимизировать проблемы с поставками, в то время как в Советском Союзе куда больше заботились о равномерном распределении производственных мощностей по всей стране.

Тот же «СИБУР» размещает производства конечного продукта как можно ближе к источникам сырья. Он не может повторять советскую практику, когда завод окиси этилена и гликолей размещался в Дзержинске, а производство сырья для него – этиленов и пропиленов в Кстове. В таком случае был необходим сорокакилометровый продуктопровод, что требовало немалых затрат, но было вполне логичным с точки зрения распределения производительных сил по территории страны.

Также мы видим попытки наполнить понятие «кластер» новым содержанием, применяя его к решению проблемы нехватки кадров, резко обострившейся в результате обрушения процессов подготовки в момент перехода экономики с плановых рельсов на рыночные. Но опять же, подготовка кадров по заявкам производств это повторение того, что широко применялось в советское время.

Удастся ли получить необходимый результат? Наверное, в определенной степени удастся – с частичным возвращением к советской плановой системе распределения выпускников и обязательной отработкой трех лет по окончании учебного заведения.

И если в понятие того же химического кластера теперь будет включена и подготовка кадров среднего профессионального состава для производственных площадок Дзержинска, это будет логичным. Однако, наверное, потребуются меры по закреплению подготовленных специалистов на производственных площадках.

Но по поводу эффективности этой работы у меня есть сомнения, поскольку ею занимается государство, а с эффективностью у этого монструозного образования всегда были проблемы. Предполагаю, что заинтересованность молодых специалистов будет отодвинута на задний план, все будет ориентировано на твердый заказ.

Что касается различных прочих кластеров, то это попытка нарисовать красивую картину, которая, будучи примененной к реальности, не будет иметь с последней такой тесной связи, как хотелось бы тем, кто задумывает эти изменения. А слова, безусловно, будут подобраны красивые – для политических программ, для проектов, для заявок на получение федеральных средств.

Надо отдать должное российской экономике, которая пытается решить насущные проблемы, но соотношение реального и виртуального (а виртуальное – это в том числе и применение новых терминов к давно известным вещам) обычно оказывается в пользу последнего, что не столько способствует решению проблем, сколько помогает выстраиванию пиар-конструкций или банальной пропаганды.

Виктор Лысов, политолог