С. А. Виноградов был веселым, обаятельным и очень приятным в общении человеком. Такими же у него выходили и картина: яркими, светлыми, жизнерадостными. Жаль, что сейчас об этом замечательном художнике-передвижнике вспоминают редко.
Сергей Арсеньевич Виноградов родился в 1869 году в селе Большие Соли Костромской губернии в семье священника. В 11 лет его отправили в Москву, где он сначала жил у земляка художника Павла Сорокина, затем у его старшего брата еще более известного художника Евграфа Сорокина. Братья Сорокины преподавали в знаменитом Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Там же учился и сам Виноградов. Его наставниками в училище были уже упомянутый Е. С. Сорокин, а также В. Е. Маковскоий, В. Д. Поленов, И. М. Прянишников. В 1888 году он закончил училище с большой золотой медалью, получив звание классного художника. В 1889 году он поступил в Академию художеств, где его педагогами были Б. П. Виллевальде и К. Б. Вениг, но по состоянию здоровья ему пришлось оставить учебу и вернуться в Москву, где он начал преподавать. В конце 1880-х — начале 1890-х годов Виноградов работал в Училище изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста, в 1890—1898 годах преподавал в Харьковском ремесленном училище, в 1898—1913 годах — в Строгановском училище. Также все это время он активно участвовал в различных выставках, стал членом товарищества передвижников. Он в 1901 году стал одним из инициаторов проведения выставки работ общества «36 художников». В 1903 году Виноградов участвовал в основании «Союза русских художников», из которого в том же году вышел. В 1912 году стал академиком Академии художеств, в 1916 году её действительным членом. Во время Первой мировой войны он создавал плакаты в пользу российской армии.
Виноградов не раз участвовал в международных выставках, путешествовал в Европу и прекрасно разбирался в искусстве, поэтому к нему часто обращались за консультациями коллекционеры, желавшие приобрести работы западных мастеров.
В 1915 году художник сделал предложение Ирине Войцеховской, своей бывшей ученице в Строгановском училище, но поженились они уже после революции. Она была тоже талантливой художницей, но оставила живопись, чтобы сосредоточиться на семье, да и окружающая обстановка творчеству, увы, не способствовала. В декабре 1923 года во время подготовки выставки русского искусства в Нью-Йорке 1924 года Виноградов был проездом в Риге, где в то время жило много русских художников. Город так ему понравился, что он решил сюда переехать. Здесь он и прожил всю оставшуюся жизнь. Виноградов писал картины, жена открыла в Риге модный магазин. Художник умер в 1938 году и похоронен на рижском Покровском православном кладбище.
Давайте взглянем на некоторые картины автора
Виноградов был близким другом семьи Мамонтовых. К началу 20 века Савва Всеволодович Мамонтов уже разорился. Из прежнего богатства у семьи осталось немногое. В том числе небольшая усадьба Головинка, которая принадлежала жене Мамонтова Елене Дмитриевне. Здание для усадебной архитектуры типовое, перед ним небольшой цветник. Возможно, именно типовой внешний пейзаж сделал эту картину очень популярной. Художник писал копии не раз.
Там же написана другая картина автора - "Летом". Лето было любимым временем года художника. В 1908 году Виноградов получил золотую медаль за это полотно на международной выставке в Мюнхене.
На картине "Играет" изображена дочь Мамонтовых Софья. Спустя годы Софья вспоминала: "В нашей семье очень любили Сергея Арсеньевича – «Сергеюшку». Мы с сестрой все детство провели с сознанием, что Сергеюшка нам ближе многих родственников, в нашей семье все его любили и ценили, все относились к нему как к близкому,любимому другу. Ежегодно, лет десять подряд, лето он проводил в нашем имении Головинка, где желтый дом в цветах создал ему популярность, и он получал еще заказы на эти красивые пейзажи".
Также Виноградов дружил с Коровиным.
Это здание существует и сейчас. Сейчас это Храм Воскресения Христова в Кадашах, находится в Москве в районе Яманки.
Виноградов был известен прежде всего своими пейзажами и интерьерами усадеб. Однако были у него и жанровые картины. Вот, например, каноническая купчиха. Возможно, она не столь обаятельна, как купчихи Кустодиева. Она полной, с красными щеками (купчихи славились неумеренной любовью к косметике, в том числе румянам), с массивными золотыми украшениями (тут и толстый браслет, и крупные серьги, и перстень). И непременно яркая шаль на плечах, вещь тоже часто статусная и дорогая.
На волне интереса к неорусскому стилю портреты в народных костюмах стали очень популярны. Не случайно в названии фигурирует слово "барышня". Но и без этого ясно, что перед нами не крестьянка. И одета слишком нарядно, а главное, на ногах обувь. В деревне дети чаще бегали летом босяком или в лаптях.
В 1890-е Виноградов обратился к сельской теме. Он писал крестьян Харьковской, Архангельской и Тульской губерний.
Художник часто писал деревенских детей.
Картины "Сидящий мальчик" и "Стоящий мальчик" относятся как раз к этому периоду. Обе находятся в Пермской картинной галерее.
Художник увидел женщин в 1892 году в деревне Пархомовка. Он создал два этюда, на основе которых позже была написана эта картина. Изображение сидящей справа героини художник перенес с этюда почти неизменным.
На этой картине мы видим паломниц.
Это Успенский Псково-Печерский монастырь
этот материал также можно увидеть на моем канале тут
#картина #живопись #искусство #художник #передвижники