Найти тему
Шкатулка с историями

Занавески в приданое принцессе

Екатерина Медичи всегда помнила, каким унижениям подверглась при французском дворе из-за отсутствия приданого, нищая, презираемая всеми иностранка... она не могла допустить той же судьбы для своих дочерей.

Екатерина Медичи
Екатерина Медичи

Конференция в Като-Камбрези в 1559 году подвела черту под десятилетиями "Итальянских войн". От Англии до Османской империи - в разное время в конфликт вступали совершенно разные страны, иногда весьма далекие от Италии. Но все-таки главными драчунами считались Испания и Франция.

И соответственно, когда стороны выдохлись, французская принцесса на испанском троне должна была стать залогом прочного мира.

Елизавета Валуа
Елизавета Валуа

Елизавете Валуа, старшей дочери Генриха II и Екатерины Медичи суждено было стать этой, желанной для всех - "мирной королевой".

Однако, первому жениху, дону Карлосу - неуравновешенному испанскому принцу, не пришлось идти к алтарю. Ее отец, Филипп II, украл его невесту. Случилось это вот как.

Осенью 1558 года вторая жена Филиппа, английская королева Мария Тюдор, умерла. Бедной женщине не суждено было познать счастье на этом свете. Но самое обидное - и скорбящих по ней нашлось совсем не много. Ее муж, дон Филипп, уж точно в их число не входил - хотя и признавал, что смерть Марии доставила ему некоторые неудобства.

Мария Тюдор с "грушевидной жемчужиной"
Мария Тюдор с "грушевидной жемчужиной"

Неутешный вдовец Филипп было сунулся свататься к Елизавете Тюдор, наследнице первой жены - но тут до него дошли слухи, что французы предпочитают его, а не Карлоса, в качестве супруга для своей принцессы. А почему бы и не да! - решил Филипп, оставив бесперспективные ухаживания за королевой-девственницей.

В конце концов холостой король - это неприлично. Нескрепно. Да и наследники нужны - на дона Карлоса надежды было мало, Филипп это понимал уже тогда. Так что маленький поганец Карлос подождет своей очереди, пока папка женится.

Решение было принято быстро, а время между подписанием мирного договора и свадьбой пролетело еще быстрее.

Филипп II
Филипп II

Семь недель было у Екатерины Медичи для сбора дочернего приданого. И итальянка не сплоховала

"Четыре платья из золотой парчи. Платье из алого бархата. Платье из золотого бархата. Два платья из черного бархата,одно расшитое золотой нитью, второе с серебряным кружевом. Платье из белого атласа. Платье из белого дамаска, расшитое золотом... И так много шелковых платьев, что трудно перечислить.
Среди ее приданого - два комплекта балдахинов на кровать. Из парчи и из красного бархата.
Носилки с занавесками из золотой парчи.
Серебряные сосуды для всех возможных нужд.
Скаковая лошадь с седлом и сбруей, украшенной серебром.
Сундуки с рулонами тончайшего льна. "

Три портсигара отчественных. Куртки замшевых. Три.

Помимо ложек, плошек и тряпок французы давали за принцессой 400 тыс. золотых.

19 июня 1559 послы, отправленные Филиппом представлять его на бракосочетании, прибыли в Париж. Это были самые блестящие аристократы Испании и Нидерландов - Эгмонт, принц Оранский, Руй Гомес (фаворит короля Филиппа) - и в качестве вишенки на торте, герцог Альба.

Генрих II принимал сватов в Лувре.

Герцог Альба, подойдя к королю, было бухнулся на колени и попытался поцеловать королевскую туфлю - но был поднят королем Франции и заключен в жаркие объятия. Остальной испанской делегации было позволено поцеловать королевскую руку - при этом Руя Гомеса (с которым Альба враждовал) король тоже политкорректно заключил в жаркие объятия.

Затем Альба облобызал руку Екатерины Медичи и, наконец, подошел к невесте - встав на колени и поцеловав подол ее платья.

Елизавета Валуа
Елизавета Валуа

Когда Елизавета велела ему подняться, герцог прочитал приветственную речь от имени жениха, своего короля.

Но... вы же знаете герцога Альбу! От его приветливости и неукротимого дружелюбия у Елизаветы, видимо, душа ушла в пятки, и она, по сообщениям очевидцев, во время этой сцены была бледна, как полотно.

Игривый герцог Альба
Игривый герцог Альба

Герцог тем временем вручил Елизавете письмо от Филиппа и его миниатюрный портрет, украшенный крупными бриллиантами.

Затем он поздоровался с Марией Стюарт и мадам Маргаритой, сестрой короля, которой суждено было стать супругой герцога Савойского.

Мадам Маргарита
Мадам Маргарита

На следующий день впервые был зачитан брачный контракт.

Как я уже говорила - за принцессой родители давали 400 тыс. золотых дукатов - правда в рассрочку, в три приема.

Зато в случае смерти Филиппа, Елизавета должна была получить назад треть приданого деньгами - а также могла взять с собой драгоценности, которые Филипп обязался ей подарить на сумму 50 тыс. дукатов. Ну и конечно, муж давал слово достойно содержать жену, а король - королеву.

Стороны ударили по рукам, Альба подписал контракт за Филиппа, и далее состоялся обмен кольцами.

Следующее утро Париж встречал под колокольный звон аж самого Нотр Дама. Впрочем зеваки еще раньше подтягивались к местам раздачи зрелищ, а если повезет, и хлеба.

Швейцарская гвардия отдала честь и покинула свои посты, это значило, что герцог Альба приближался к дворцу. Впереди него верхом ехали пятьдесят пажей, одетых в шелка цветов дома Альварес де Толедо. Черное, желтое, красное.

Затем следовал сам герцог в невообразимо тяжелой, красивой и дорогой мантии, расшитой золотом и драгоценными камнями. Поддерживал ее ехавший рядом принц Оранский. Плох тот герцог, что не хочет стать королем - и в тот день Альбе удалось поносить и корону.

Вторым эшелоном в процессии жениха следовали Эгмонт и Руй Гомес.

Колокола зазвенели вновь, это значило, что приближалась процессия невесты.

-8

Епископы, архиепископы и кардиналы. Рыцари ордена Святого Михаила. Придворные всех мастей. Коннетабль Монморанси. Герцог Лотарингский. Герцог де Гиз. Дофин.

Последним шел король, ведя за руку дочь.

Елизавете было тяжело передвигаться - ее платье больше состояло из драгоценностей, чем ткани. На груди ее красовался портрет Филиппа, в медальоне, украшенном знаменитой грушевидной жемчужиной. ( предыдущая жена, Мария Тюдор, по завещанию вернула ее Филиппу)

Выстрелили пушки, и свадебная толпа прошествовала на мессу.

Генрих II
Генрих II

Затем, как всегда на свадьбах, последовал банкет и бал - его открыли Елизавета, танцевавшая со своим отцом-королем. И Екатерина Медичи в паре с герцогом Альбой.

Балет невеста уже не увидела, когда королевы почувствовали усталость ( а учитывая вес платьев, это немудрено) , провожать Елизавету вызвался герцог Альба. В сопровождении факелоносцев они дошли до ее покоев, где у дверей герцог еще раз преклонил колени и поцеловал подол платья своей теперь уже королевы - после чего удалился. Ничего про обнаженную ногу, которую он якобы сунул в постель невесты в знак "совершения брака" - я лично не читала. Все ж не те уже были времена - чтобы ноги совать, куда попало.

Следующие дни придворные были заняты подготовкой еще одной свадьбы - Маргариты Валуа (тетки Елизаветы) и герцога Савойского.

Но короля Генриха мучила жажда деятельности, он явно заскучал. Давно он ни с кем не скрещивал копьев - вдруг вспомнил Генрих. Тем более в гостях были храбрые испанцы, и королю очень хотелось похвалиться перед ними своим мастерством. Особенно перед Альбой.

В тот день за поединками следил весь двор. Елизавета с матерью сидела в ложе в окружении других дам.

Первым соперником короля стал герцог Савойским - и они оба выбили друг друга из седла.

Следующий - Гиз, был более опытным, он знал как сражаться - позволив королю победить.

А вот третьим соперником королем был выбран шотландец Монтгомери.

Вы все, думаю, знаете, что произошло дальше.

Несмотря на мольбы жены и дочери, переданные через герцога Савойского, несмотря на мрачные предсказания маршала Вильнева - Генрих решает испытать судьбу и въезжает в круг.

Время тянется невыносимо медленно. Наконец, соперники сближаются, раздается ужасный треск - и зрители с ужасом видят падающего короля. Обломок копья попал ему в глаз.

В один миг сказочный праздник обернулся чудовищной катастрофой.

Как это отразилось на нашей невесте Елизавете - узнаем в продолжении.