Найти тему
Ника Марш

Верность на железном замке

Металлический пояс надежно закрепили на талии. Холодные пластины спускались вниз, оставляя два небольших отверстия для нужды. Теперь граф де Люневиль мог спокойно отправляться в Третий крестовый поход: верность его жены была спрятана под замком.

полотно А.Хакера
полотно А.Хакера
Он ей сказал: «Я ухожу!
Победный час настал!»
И опоясал госпожу
Бездушный злой металл.

Эти строки из баллады Ги де Марсана посвящены самому знаменитому «украшению» Средневековья – поясу верности. Его рисовали на гравюрах и картинах, о нем обожали рассуждать в поэзии и романах о любви… Ведь это такая удивительная вещь! Спаянные пластины, которые должны были уберечь свою владелицу от ложного шага. От нарушения брачных обетов.

Марсан жил на юге, в Провансе, в двенадцатом веке. В ту пору там пышно расцветала культура трубадуров. Служение Прекрасной Даме было возведено в подлинный культ. Перебирая струны, менестрели передавали из уст в уста рассказы о любви и верности, о подвиге рыцаря во имя возлюбленной. И место ревности там тоже было! Один из «бродячих сюжетов» того времени – молодой герой отправляется в далекие земли, переносит немыслимые тяготы, а когда возвращается, то узнает: увы! Красавица не дождалась его!

кадр из фильма "Тристан и Изольда"
кадр из фильма "Тристан и Изольда"

«Увы, это не более, чем красивые рассказы!» - Убежден исследователь Средневековья, Альбрехт Классен. В том же двенадцатом веке прекрасно знали, что ношение подобной «конструкции» может пагубно сказаться на самочувствии дамы. Во-первых, металл просто натирал бы нежную кожу. Даже если бы изделие было выполнено без изъяна, оно не позволило бы проводить тщательную гигиену. А значит, грязь бы скапливалась и тоже вредила женщине. Какой разумный человек пошел бы на такое?

«Но как же объяснить существование поясов в различных музеях?» - Возражают скептики.

Действительно, в европейских музейных хранилищах можно встретить пояса разных форм и размеров. Но вглядитесь внимательно в подписи под ними – чаще всего, они датированы девятнадцатым веком! А в то время такие приспособления точно не носили! Так для чего же их делали? Просто для красоты?

О том, что верность женщины неплохо бы запереть на замок рассуждали во все времена. Действительно, рыцари и бароны частенько отсутствовали. А если они отправлялись в крестовый поход, разлука могла длиться годами. Поэтому-то некоторые женщины предпочитали сопровождать своих мужей. Даже королевы! Маргарита Прованская ездила с мужем в целых два похода! И была счастлива от возможности побыть с ним вдали от свекрови, с которой она не находила общий язык.

фото с экспозиции "Цари и рыцари" в Эрмитаже
фото с экспозиции "Цари и рыцари" в Эрмитаже

Но те, кто оставались, не всегда отличались кристальным поведением. В 1256 году барон де Кронсак подал жалобу на свою супругу, которая в его отсутствие привела в их общий замок своего кузена. Тот стал вести себя, словно хозяин, распоряжался прислугой и тратил деньги барона. На возражения аристократа все невозмутимо отвечали: «Мы были уверены, что наш дорогой господин пал в бою!».

Но трубадуры говорили не о конкретных вещах, а о красивой метафоре… Скорее, они просто мечтали о чем-то подобном. Воплотить же в жизнь подобное изобретение не представлялось возможным – от него было бы куда больше вреда!

Однако есть версия, что пояса все-таки применяли в крайне редких случаях и в особых обстоятельствах – когда подступал враг к стенам города или замка. Тогда металл мог бы спасти женщин от бесчестья. Если на замок тогда и «запирались», то лишь на какое-то время, пока не отступала опасность. Добавим к этому вес изобретения! Тонкие пластины легко было бы срезать. А кованую броню попробуй подними!

Тристан и Изольда по версии прерафаэлитов - весьма популярный сюжет для XIX века
Тристан и Изольда по версии прерафаэлитов - весьма популярный сюжет для XIX века

В девятнадцатом же веке в Европе снова заговорили о Средневековье. Живописцы обратились к сюжетам прошлых столетий, знатные люди заказывали свои портреты в образах людей XIV-XV веков… Поэты черпали вдохновение из произведений трубадуров, а украшать свой дом готическими элементами (в декоре или мебели) стало хорошим тоном. Тогда-то и хлынула волна подделок – поясов из металла. Их продавали доверчивым ценителям старины, которые потом с гордостью демонстрировали находку гостям. Вот, дескать, какое любопытное явление!

Так что металлические пояса – это чаще всего, новодел. А вот упоминание о «верности на замке» в ранних источниках – не более, чем просто аллегория. Желаемое, которое хотелось выдать за действительность.

Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!

Лайки помогают развитию канала!