Начну, наверное, свою статью с цитаты из «Вики»: ««Императрица Мария» — серия российских линкоров спроектированных в 1910—1911 годах на основе линкоров типа «Севастополь» и предназначавшихся для обстрелов турецких укреплений и обеспечения высадки десанта на Босфоре в будущей войне на Чёрном море». Не люблю статьи с «подтекстом».
Нет в документах, связанных с проектированием и строительством линкора ни слова ни про высадку на Босфоре, ни про обстрелы турецких укреплений.
Более того, все с точностью «до наоборот». Усиление Черноморского флота началось в ответ на активные действия Турции по усилению ее флота. Не нужно изображать Турцию агнцем божьим. Группировка, пришедшая к власти в Турции (после свержения султана) вела себя достаточно агрессивно по отношению ко всем своим соседям. Что касается флота, то турки «играли в военные кораблики» и с Германией и с Великобританией (очень рассчитывая на то, что России пока не до Черного моря).
10 декабря 1909 года в Константинополе прошли переговоры между германским военным атташе майором фон Штремпле и великим визирем Осман-пашой. Визирь заявил, что Турция желает приобрести броненосный крейсер и несколько эсминцев, чтобы ликвидировать отставание от греков. Эти переговоры окончились ничем, но на этом история на закончилась.
30 января 1910 года адмирал фон Тирпиц согласился продать туркам строящиеся на верфи Шихау эсминцы S-165 — S-168. Вопрос о приобретении броненосного или даже линейного крейсера оказался не столь простым. 24 января государственный секретарь по иностранным делам фон Шён неосторожно сообщил туркам, что Германия может передать им «Блюхер» по цене 44 млн. марок (учитывая курс марки, выходит около 20 млн. тогдашних рублей). Правда, зная состояние турецкой казны, немцы весьма скептично отнеслись к сделке. И все-таки возникла идея продать туркам за те же деньги достраивающийся на верфи «Блом и Фосс» в Гамбурге линейный крейсер «Фон дер Танн». Преимущества этого варианта заключались в том, что новый корабль можно было начать строить без разрешения рейхстага.
Все зависело от кайзера. 8 апреля он объявил, что согласен продать «Блюхер» за 44 миллиона марок, и что корабль должен быть укомплектован германскими офицерами. Турки ответили, что согласны приобрести этот корабль, но за пониженную цену. Кроме того, они заявили, что условие размещать все заказы на строительство новых кораблей только в Германии — неприемлемо. Сделка опять сорвалась.
21 июня 1910 года прошла новая встреча германских и турецких представителей в Константинополе. Турки очень сильно хотели перехватить строящийся в Ливорно для Греции броненосный крейсер «Георгиос Аверофф». (Но эта сделка тоже сорвалась). Тогда турки обратились напрямую к фирмам «Крупп» и «Блом и Фосс». Последняя предложила продать недостроенный «Мольтке». На корабле не хватало кормовых башен, которые немцы обязались доставить в Константинополь и смонтировать там. Но даже недостроенный «Мольтке» был много сильнее «Авероффа» (6 орудий 280 мм против 4 орудий 234 мм, скорость 25 узлов против 22 узлов). Было также предложено продать им только что заложенный в Гамбурге новый линейный крейсер, пока еще безымянный. Он числился просто под литерой «Н». (но, кстати, это был будущий «Гебен»). Но на тот момент сделка с Турцией пошла по другому пути. 15 июля Тирпиц прекратил все разговоры о продаже линейных крейсеров и предложил туркам устаревшие броненосцы типа «Бранденбург» по 10 миллионов марок за корабль. 25 июля германский посол в Турции сообщил, что выбраны «Курфюрст Фридрих Вильгельм» и «Вейссенбург». Так в турецком флоте появились «Хайреддин Барбаросса» (бывший «Курфюрст Фридрих Вильгельм») и «Торгут Рейс» (бывший «Вайссенберг»). Так себе броненосцы, но, уже кое-что: главный калибр 4х11-дюймов в 40 калибров, не считая еще двух 35 калиберных орудий в средней башне, 8х105-мм, скорость 16 узлов. 5 августа был подписан договор о покупке броненосцев. 25 миллионов марок за 2 броненосца и 4 эсминца были частично собраны по подписке, частично переведены Дойче Банком со счетов свергнутого Абдул-Хамида.
Параллельно шли игры с англичанами. В январе 1911 года турецкое правительство решило заказать Великобритании 2 линейных корабля. В начале апреля 1911 года был подписан контракт с британскими фирмами Армстронг и Виккерс. 1 августа 1911 года на верфи Виккерса был заложен линкор «Мехмед Решад V», позднее переименованный в «Решадие». Свой первый линкор Турция должна была получить в апреле 1913 года. А, вот это была уже очень серьезная «заявка», ибо корабль с 10 орудиями калибром 343 мм и скоростью 20 узлов создавал достаточно серьезный «дисбаланс» в регионе. Потом турецкий парламент решил, что и этого мало. В результате было решено в течение ближайших 6 месяцев заказать еще 1 линкор, а через 2 года — целую серию из 3 линкоров, вооруженных 343-мм орудиями. Откуда взять деньги? Все просто, нужно продать драгоценности и реквизировать средства бывшего султана. Эта политика продолжалась и во время Балканских войн. Турция начала переговоры с Бразилией о покупке 2 линкоров, чтобы сразу получить готовые корабли. В результате в декабре 1913 года Бразилия продала Турции линкор «Рио-де-Жанейро» (английской постройки), который получил название «Султан Осман-и-Эввел». Вернее, как продала… Да, она переуступила Турции построенный корабль, но получить его турки не смогли (это отдельная история). Но шанс появления корабля в составе турецкого флота был. Кроме того, Турция начала переговоры с Аргентиной о покупке строящихся в США линкоров «Морено» и «Ривадавиа». «Гебен» и «Бреслау» появились «чуть-чуть потом», а потому, ориентировались не на них.
В общем, как мы видим, предпосылки для строительства русских линкоров «дредноутного типа» были совсем другими, нежели указывает «Вики…». Да и насчет родства с линкорами типа «Севастополь» вопрос… достаточно спорный (вот как ни странно). Сходство между этими линейными кораблями примерно такое же, как сходство итальянской сказки про Пинокио и русской сказки про Буратино. Много заимствованного, но, мораль разная.
Давайте просто положим рядом характеристики двух головных линкоров «Севастополя» и «Марии». Начнем с главных размерений: длина у «Севастополя» 181,2 м, у «Марии» 168 метров. Ну, ладно, 12 метров, это менее 10%. Ширина «Марии» 27,3 против 26,9 у «Севастополя». Она чуть короче и шире. Осадка – те же 9 метров. Теоретический чертеж одного корабля «не натягивается» на другой. Они чуть разные. Отличаются и формы оконечностей. У «черноморцев» (естественно) отсутствует и «ледокольный нос» и подкрепления под оный (и, правда, зачем они на Черном море). Кормовой подзор тоже малость отличается. А, так те же 4 вала, 4 винта, два руля, но…
Корпус иначе набран, мощность машин другая, скорость чуть меньше, дальность плавания другая, башни чуть другие, артиллерия среднего калибра другая, начинка другая…
Смотрим подробно. Техническое задание на черноморские линкоры предусматривало следующие отличия: уменьшенная до 20 узлов скорость полного хода; увеличенное бронирование башен до 250-мм и угол возвышения орудий до 35°; увеличенный до 130-мм калибр противоминной артиллерии.
Набор корпуса имел ту же шпацию, но не 150, а 140 шпангоутных рам. Деление на отсеки было совсем другим. Корабль имел не 12 поперечных переборок, а, 18. Поперечные водонепроницаемые переборки располагались на 6, 13, 20, 25, 35, 39, 49, 55, 63, 69, 74, 80, 88, 100, 118, 121, 128 и 137 шпангоутах, разделяя корпус на 19 отсеков:
1. Форпик;
2. Кладовая шкиперского имущества;
3. Шпилевой отсек;
4. Носовой отсек вспомогательных механизмов;
5. Носовой отсек главного калибра;
6. Носовые артиллерийские погреба;
7. Первый кочегарный отсек;
8. Второй кочегарный отсек;
9. Второй отсек главного калибра;
10. Третий кочегарный отсек;
11. Четвёртый кочегарный отсек;
12. Пятый кочегарный отсек;
13. Третий отсек главного калибра;
14. Машинный отсек;
15. Кормовой отсек вспомогательных механизмов;
16. Кормовой отсек главного калибра;
17. Кормовой шпилевой отсек;
18. Румпельное отделение;
19. Ахтерпик.
Продольных переборок было две, а не три. Они располагались на расстоянии 3,5 метров от борта, образуя как бы двойной борт. Двойное дно шло от носового погреба главного калибра, но было короче, не доходя до до кормового. Бронирование тоже малость отличалось. Главный пояс 262-мм против 225 у «Севастополя», там где у него было 100-мм, у «Марии» было 125. Башни тоже были толще. Но в корме верхний броневой пояс отсутствовал. Плиты крепились без подкладки из дерева, но, крепились они не только к обшивке, но и к силовому набору. Сама бортовая обшивка имела толщину 12-14 мм. Были защищены даже сети связи. Шахты, в которых были проложены кабели между рубками и центральным постом имели толщину брони в 76-мм.
Что касается силовой установки, то она была немного проще. Каждый из трех черноморских линкоров имел по 20 котлов «Yarrow» по 4 котла в отсеке. Котлы изготавливались из западных комплектующих в Харькове. Турбины размещались в двух отсеках. В каждом из двух машинных отделений были установлены: две турбины высокого давления (переднего и заднего хода) и две турбины низкого давления (переднего и заднего хода) Турбины высокого давления работали на внешний (бортовой) вал, низкого давления на внутренний вал. Турбины были изготовлены фирмой «John Brown and Company» по лицензии Парсонса, которые поступили в сборе (для линкоров "Императрица Мария" и "Император Александр III"). Для «Екатерины Великой» турбины были собраны на ОНЗИВ (современный ЧСЗ) из деталей, изготовленных фирмой Виккерса (по такой же лицензии Парсонса).
Так же на линкоре устанавливались 9 паровых насосов Вортингтона подачей по 75 т/час. Насосы располагались по одному в каждом из котельных и турбинных отделений и по одному—в каждом из двух отделений холодильников (конденсаторов).
Водоотливная система, автономная, включала 14 центробежных насосов (турбин) системы Ильина, которые откачивали попавшую в отсеки воду и выбрасывали ее за борт на уровне выше ватерлинии. Турбины имели производительность по 500 тонн воды в час и при необходимости, по перепускной системе, могли откачивать воду из соседних помещений. Управление водоотливными насосами и клапанами перепускной системы осуществлялось с верхней палубы за исключением клапанов расположенных в оконечностях корабля.
Башни были похожи на «севастопольские», вращались они на шаровом погоне (144 шара, диаметром 4 дюйма). В боковом направлении башня удерживалась 20 вертикальными катками, которые катались в погонах, расположенных между жестким барабаном и подачной трубой. Катки вращались на осях, закрепленных в ползунах с помощью пружин Бельвиля, которые при стрельбе сжимались, создавая амортизацию по отношению к жёсткому барабану. Для ремонта башню можно было поднять на восьми 100-тонных домкратах с гидравлическим приводом. Привод – те же электромоторы (через гидромуфты). Но, при этом, башня была тяжелее, и имела больший угол наведения (до 35 градусов).
Артиллерия среднего калибра была оснащена 130-мм казематными орудиями, которых было не 16 (как на «Севастополе»), а 20 шт. Корабль имел 5 противоаэропланных 75-мм пушек Канэ.
Cистема управления артогнём фирмы Гейслера была аналогична "севастопольской", а та включала:
- 2 прибора для передачи горизонтальных углов прицелам орудий, сдвоенные зрительные трубы (визирные посты), расположенные побортно. Определённый визирами курсовой угол цели передавался в центральный пост по телефону.
- 2 прибора для передачи дистанции до цели, стереоскопические дальномеры, расположенные на мостиках носовой и кормовой боевых рубок. Дальномеры имели базу в 6 метров. Показатели дальномеров снимались дальномерщиками с периодичностью в 3—5 секунд и передавались по телефону в центральный пост.
- Приборы и магнитные компасы в боевой рубке, кормовой боевой рубке и центральном посту, которые показывали старшему артиллерийскому офицеру собственный курс и скорость, направление и силу ветра.
- 1 задающий прибор прицела - механический счётный прибор (арифмометр) для выработки текущей (точной) дистанции до цели и внесения поправок целика. Дающие приборы вертикального и горизонтального углов наведения орудий главного и противоминного калибров располагались в центральном посту. Принимающие приборы (стрелочные указатели углов) устанавливались на прицельных приспособлениях орудий.
- 1 устройство определения крена, которое автоматически замыкало электрические цепи стрельбы всех башен главного калибра по достижении угла крена в 0° и автоматически размыкало цепь стрельбы при углах возвышения менее -5°.
- Ревуны и звонки установленные у каждого орудия. Замыкатель для ревунов и звонков размещался в центральном посту.
- Станция измерительных приборов, размещённая в центральном посту. Станция давала показания напряжения на месте установки и расход тока на всю систему.
- Две предохранительные коробки "ПК" с предохранителями для каждой группы приборов и общим выключателем. К ним подходили главные провода от трансформатора и отходили провода дающие питание к каждой группе приборов.
- Выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения приборов системы управления огнём.
- Станция трансформаторов.
Имея данные о собственной скорости и курсе, направлении и силе ветра, девиации, типе цели, угле места цели и расстояния до нее, прикинув примерную скорость и курс цели - старший артиллерийский офицер, используя таблицы стрельбы производил необходимые вычисления и рассчитывал необходимые поправки упреждений по вертикальному и горизонтальному наведению. Так же выбирал тип артустановки башни или 120-мм орудия и род снарядов необходимых для поражения данной цели. После этого старший артиллерийский офицер передавал данные для наведения в АУ, из которых предполагал поразить цель. После получения необходимых данных наводчики выбранных орудий устанавливали на них заданные углы и производили заряжание выбранным типом боеприпаса. Находившийся в центральном посту старший артиллерийский офицер выставлял рукоятку прибора-указателя стрельбы в сектор соответствующий выбранному режиму огня «Дробь», «Атака» или «Короткая тревога» в соответствии с которым АУ открывали огонь. Данный режим централизованного управления огнем являлся наиболее эффективным. В случае выхода из строя старшего артиллерийского офицера или по любой другой причине, все 305-мм и 120-мм орудия переходили на одиночный и групповой (плутонговый) огонь. В этом случае все расчеты производились командиром башни или батареи. Этот режим огня был менее эффективен. В случае полного поражения приборов управления огнем и цепей передачи данных все артсистемы переходили на самостоятельный огонь. В этом случае выбор цели и наведение на нее производилось расчетом конкретной башни и орудия с использованием только орудийных оптических прицелов, что резко ограничивало эффективность и мощность залпов. Разница была только в том, что на "Севастополях" были 120-мм орудия, на "Мариях" 130-мм.
Электроэнергетика корабля была другой, нежели на «Севастополях»: четыре турбогенератора фирмы «Curtis» по 360 киловатт каждый, обеспечивали напряжение 225 вольт (распределение по трехфазной сети). Кроме того, имелись еще два вспомогательных генератора (той же фирмы) по 200 кВт.
Если смотреть спецификацию оборудования, то оно преимущественно было английским (включая вентиляцию).
За счет чего улучшили некоторые показатели? В основном, за счет дальности плавания. Везде пишут 3000 миль. В реальности, всего 1200 (поначалу вообще всего 500 тон угля заложили). Потом постарались исправить ситуацию, переводя на жидкое топливо (форсунки Торникрофта).
Если просуммировать все сказанное, то да... "Мария" и "Севастополь" почти родственники, у них даже "болячка" была одна и та же: посадка с дифферентом на нос (из-за чего даже боезапас у носовых 130-мм орудий был сокращен с 400 выстрелов до 100). Но, подходя объективно, три черноморца (или черноморки) отличались от балтийских линкоров (той же мореходностью, за счет увеличения высоты борта). Черноморские линкоры лучше всходили на волну (за счет появившегося развала борта в носовой части).
Странность ситуации заключалась в том, что стоимость этих трех кораблей оказалась ниже, чем у «Севастополей», построенных в столице, она составила около 39 млн. рублей за единицу. Впрочем, почему мы говорим о трех линкорах, ведь был еще и «Император Николай I» его просто достроить не успели…