Найти тему

Авиация в годы Второй мировой. Часть III.

Картинка из свободных источников. Английские летчики спешат к своим истребителям
Картинка из свободных источников. Английские летчики спешат к своим истребителям

«Битва за Англию»

Третий этап характеризовался в основном нанесением ударов по английским аэродромам, так как был получен специальный приказ Германа Геринга производить постоянные круглосуточные налеты на аэродромы, чтобы окончательно «обескровить» самолетный парк Великобритании. При этом немцы использовали новую военную хитрость: весь день фашистские самолеты непрерывно появлялись у французского берега, сбивая с толку операторов английских радиолокаторов, не давая им, таким образом, возможности определить момент появления крупной группы бомбардировщиков Люфтваффе и своевременно обеспечить подъем в воздух своих истребителей. Новая тактика позволила снизить потери бомбардировщиков, зато число сбитых немецких истребителей возросло. С 24 августа по 6 сентября немецкая авиация совершала около 1000 самолето-вылетов в день.

К сентябрю парк немецких истребителей сократился до 600 машин, в то время как английская авиация все еще не была уничтожена. И английские и немецкие летчики были измучены постоянными вылетами и сражениями. Не осталось практически ни одной машины без повреждений ни у одной из противоборствующих сторон.

В сентябре 1940 года стало очевидно, что английские ВВС все еще вполне боеспособны. Потери же самолетов Германии стали довольно ощутимы. На четвертом этапе сражения началась изнурительная борьба уже не столько летчиков, сколько авиастроительных компаний Англии и Германии, которым постоянно приходилось восполнять потери самолетов и проводить ремонт поврежденных. Изнуренные длительными непрекращающимися боевыми действиями, две могучие державы стали осуществлять террористические акции. Германия начала массированные бомбардировки Лондона и других населенных пунктов. 7 сентября 350 немецких бомбардировщиков в сопровождении 600 истребителей направились к своей новой цели — Лондону. Англичане не ожидали этого налета, поэтому сначала решили, что удар будет нанесен по аэродромам. Все самолеты были подняты в воздух. Благодаря этому немецкие бомбардировщики прорвались к Лондону и нанесли удары по докам и промышленным предприятиям, расположенным на берегах Темзы. Только после этого англичане сообразили, что в этот раз немцы выбрали новую цель, но было уже поздно. Во время этой первой массированной бомбардировки Лондона фашисты испытали свою новую фугасную бомбу весом 1630 кг. Люфтваффе потеряли всего около 10 бомбардировщиков и 22 истребителя. Англичане лишились 29 истребителей.

Весь Лондон был в огне бесчисленных пожаров. Ночью был осуществлен еще один налет на город, столь же удачный. 11 сентября последовал очередной массированный налет. Немецкие бомбардировщики непрерывно бомбили Лондон, сбросив около 300 т фугасных и 13 тыс. зажигательных бомб. Противовоздушная оборона города оказалась слабо подготовленной к отражению массированного налета немецкой авиации. Германские бомбардировщики стали регулярно появляться над Лондоном в 21 час и бомбить его до 6 часов утра. Однако перенос бомбардировок с аэродромов и других авиационных объектов на крупные города дал возможность английской истребительной авиации в какой-то степени оправиться от понесенных потерь, а затем усилить сопротивление.

В ночь на 15 сентября немецкое командование выслало на Лондон свыше тысячи самолетов. Над городом разыгралось грандиозное воздушное сражение. Противник потерял 60 самолетов, англичане — 26.

После этого налета фашистское командование было вынуждено вновь изменить тактику воздушного наступления. Дневные налеты были сокращены, и приоритет получили ночные бомбардировки крупных промышленных центров, которые продолжались вплоть до второй половины февраля 1941 года. Из 31 крупного налета немецкой авиации 14 налетов были проведены на порты, 9 — на промышленные города в глубине Англии и 8 — на Лондон. В результате бомбардировок немецкой авиации в Англии было разрушено более миллиона жилых домов, убито около 40 тыс. и ранено 46 тыс. человек. Основные потери понесло мирное население. Немецкой авиации не удалось нанести серьезного ущерба промышленности Великобритании. Английские военно-воздушные силы потеряли 915 самолетов. Сломить англичан так и не удалось. Бытовавшее до войны мнение, что бомбардировщики способны самостоятельно выигрывать войны, оказалось лишенным оснований.

Битва за Англию не принесла ожидаемого успеха Германии. Были приложены большие усилия, потрачено много времени, но Великобритания все еще не собиралась капитулировать. Командующий английской истребительной авиацией Хью Даудинг, несмотря на то что его тактика оправдала себя, был отстранен, и на его место был назначен Шолто Дуглас. Адольф Гитлер, не добившись своей цели, 18 декабря 1940 года отдал директиву № 21: «Германские вооруженные силы должны быть готовы сокрушить Советский Союз до того, как завершится война против Англии». Германия открыла второй фронт военных действий. Большие силы были переброшены на восток против России. Англичане получили небольшую передышку.

Продолжение следует….