История вторая. Конфуз на царском юбилее
Жарким летом 1810 года шумела весело березовая роща в селе Захарово. На столе, который также находился в роще, пили чай хозяйка усадьбы Мария Алексеевна Ганнибал (урожденная Пушкина) и ее двоюродная сестра Анастасия Федоровна Овцына (урожденная Квашнина-Самарина). О чем же они говорят, читатель?
- Не знаю, матушка, что и выйдет из моего старшего внука, - говорила Мария Алексеевна, - мальчик умён и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком; то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернётся и расходится, что его ничем не уймёшь; из одной крайности в другую бросается, нет у него середины. Бог знает, чем это всё кончится, ежели он не переменится.
- Даст Бог, образумится, сестрица.
- То-то и оно, что сомнения меня одолевают. Саша, Саша! – позвала внука Мария Алексеевна.
Румяный, разгоряченный веселым хороводом, в котором только что кружился с местными крестьянскими ребятишками, молодой Пушкин явился на зов бабушки.
- Опять же сегодня Никита жалился на тебя, что опять изволил посредственно арифметикой заниматься. Смотри, Александр, оконфузишься, как прапрадед твой Юрий Алексеевич.
- Ах, что Вам та арифметика, бабушка! Лучше про конфуз геройского Ржевского расскажите.
- И правду, сестрица, - вступилась Анастасия Федоровна, - расскажите, сделайте одолжение.
***
- В мае 1722 года император со свитой прибыл к дедушке в Нижний Новгород…
Предстояла война с Персией и правительство заблаговременно готовило армию для размещения внутри страны. По всему Поволжью шла постройка судов для перевозки десанта на персидские берега.
В Нижнем Новгороде были заложены три судостроительные верфи. В своем указе вице-губернатору Ю.А. Ржевскому Петр I писал: «Понеже велели Мы в Нижнем суда делать новым маниром, чтоб они могли ходить без нужды на море.... В строении верфи и судов не токмо чинить всякое вспоможение, но и сам в том прилежно трудись, и какие люди к тому надобны, и с посацких по два человека погодно для расходу денежнаго..., выбирайте добрых, а протчего, что еще к тому будет потребно, пишите в Адмиралтейскую коллегию». Под контроль Ю.А. Ржевского отдавалась и закупка необходимых материалов для строительства кораблей, набор мастеров, жалованье и прочие денежные расходы.
26 мая 1722 г. Петр I прибыл в Нижний Новгород.
- …где встретили его бесчисленные толпы народа и все власти города, духовные и светские. Епископ Питирим, дедушка Юрий Алексеевич правивший губернией и интендант Потемкин выехали навстречу императору в шлюпке. Государь осмотрел флотилию, кремль. Была отслужена торжественная литургия в кафедральном Спасо-Преображенском соборе Нижегородского кремля. По окончанию службы Петр спустился в склеп к могиле Кузьмы Минина, поклонился до земли и сказал: «Вот истинный Спаситель Отечества». Здесь же, в Нижнем, 30 мая Петр отметил свое 50-летие.
- Когда же про конфуз, Мария Алексеевна?
- А конфуз чуть было не произошел, когда Петр I обедал у дедушки. Юрий Алексеевич приказал подать на стол блинный пирог с изюмом, так любимый императором. Однако Государь от пирога отказался. Расстроенный Ржевский приказал на следующий день подать ему царское угощение. И каков же был его ужас, когда, разрезав пирог, он обнаружил там вместо изюма… тараканов! А к сим мерзким насекомым император чувствовал неизъяснимое отвращение.
По всей видимости, недруги бравого вице-губернатора хотели сыграть с ним злую шутку и подкупили повара в надежде, что царский любимец дороого заплатит за это. Но обошлось.
Тогда же, в мае 1722 года царю было представлено и все большое семейство Юрия Алексеевича: супруга Екатерина Никифоровна (урожденная Плещеева), сыновья Михаил и Иван, дочери Прасковья, Анастасия и младшенькая Сарра, которая и была прабабушкой Александра Сергеевича Пушкина.
Сарра Юрьевна (1717- после 1801 г.) была замужем за Алексеем Федоровичем Пушкиным. Прожила долгую жизнь и по всей видимости, успела подержать на руках своего старшего правнука.
Ее дочь Мария Алексеевна была несчастлива в браке с Осипом Абрамовичем Ганнибалом. Их единственна дочь Надежда Осиповна была замужем за Сергеем Львовичем Пушкины, Они-то и были родителями Александра Сергеевича.
Окончание следует.
Начало здесь: