«На Первый Спас олень с копыта холодную воду стряс».
«На Первый Спас защипывают горох».
«С Первого спаса готовь гумна, овины».
«Первый Спас – на воде стоят, второй – яблоки едят, третий – хлеб припасают».
«Пришел Спас – держи рукавички про запас».
«На Спас паши под озимь, сей рожь».
По всем российским городам и весям после освящения меда в храмах утвердился обычай выносить на утрени Святой Крест для освящения воды, округи, для благословения народа и на здоровье.
После чего мёдом угощались все. На праздничных столах у храма в обычае было ставить пироги с пшенной кашей и медом, кувшины с медовым взваром, для детей пекли пряники-медовики. Послед обеда хозяева, у которых были лошади, ходили их купать на реку. Считалось, что с Первого Спаса пчела перестает носить медовую взятку. Потому пчельники непременно благодарили пчелиную матку за труд и за щедрый дар.
Малиновый мед
Пчельники чтобы отделить в августе соты, мед в которых будет настоян на цветах малины, не пропускали дней, когда малина зацветает. Пчелы прилетали к цветкам малины даже после захода солнца и даже при мелком дождике. Настолько манящ был запах, казалось бы, неприметных соцветий.
По всем правилам, варить малиновый мед полагалось на третий день после самого праздника - Первого Спаса.
Из подрезанных сот был выкачен мед, принесена из леса малина, а дальнейшее – можно лишь воссоздать по различным коротким неохотным рассказам стариков.
Малинухи - искусницы готовили такой мед с превеликой тайной.
И как ложку-мешалку выдалбливали из яблоневой ветки, как ошпаривали и просушивали на солнце частые решета, как медные блюда чистили, как огонь разводили у рукотворного пруда в огороде и ждали заветных ярых угольев, особенно пахучих смолянистых от сосновых поленьев и от сладковатых – березовых. Закипал мед в чане, закипала малина в жбане, два ручейка стекались, свивались, сплетались, навек соединялись.
Кто угощался малиновым медом, тот скажет: «Сказочный мёд! Он врачует»