август 1812 года. После битвы под Смоленском русская армия продолжила отступать, и Россия ненавидела Барклая де Толли все больше. Дворянство, императорская семья, офицеры и генералы были сыты его бегством по горло. Патриотизм и честь звали храбрецов обнажить клинки и броситься навстречу судьбе в красивых мундирах.
Теперь, когда две армии слились в одну, Россия не понимала, почему мы отступаем, а не даем решительный бой. Русская аристократия ненавидела иноземцев в армии, а главнокомандующий Барклай де Толли, немецко-шотландский прибалт, стал ненавистней всех.
"Может Барклай шпион и предатель, раз сдает матушку-Россию Наполеону без боя??" - шептались по углам бабы помещичьих усадеб.
Это привело к отставке Барклая де Толли, русский царь назначил ветерана Михаила Кутузова вместо него, этот полководец проявил себя в турецких и наполеоновских войнах, был в немилости императора России, а теперь призван. Все стали счастливы, а Кутузов вступив в должность главнокомандующего 29 августа, стал искать место генеральной битвы.
Кутузову нужно чтобы само место битвы помогло одолеть непобедимого Наполеона и его беспощадных солдат. 3 сентября Кутузов нашел деревню Бородино на новой Смоленской дороге и быстро утвердил позицию, что позволила генералу развернуть все полки вдоль дороги под защитой обрывистых берегов речи Колоча.
Тысячи крестьян вскоре дружно застучали топорами срубая первобытный лес, выкапывая землю и сжигая деревни вокруг, чтобы обеспечить артиллерии чистоту обстрела. Кутузов знал, что Наполеон пойдет на Москву именно здесь и что спесивый француз не уклонится от генерального сражения. В конце концов, именно такими битвами Бонапарт и завоевал Европу.
4 сентября Кутузов нарисовал позиции армии на карте, сделав упор на оборонительный бой в крепостях - редутах. Эти земляно-деревянные стены ощерились кольями и пушками в ожидании французов. Самым мощным был центральный Большой редут с 12-фунтовыми тяжелыми пушками калибром 120 мм.
Опытный тактик старательно защитил фланги, зная как любит Наполеон атаковать их железной кавалерией, дабы прорваться в тыл. Первая армия Барклая де Толли осела на месте уничтоженной деревни Маслово в редутах на правом фланге. Вторая армия Багратиона отвечала за самый опасный фланг, левый.
Левый фланг русских был самым проблемным. Открытое поле прекрасно подходило для легендарного французского натиска, а Шевардинский редут пионеры (саперы) достроить вовремя не успевали. В таких непростых условиях должны стоять насмерть гренадеры Багратиона.
Сам Кутузов поставил свой штаб в деревне Горки в полутора километрах от поля битвы. К обеду 4 сентября русские полки встали по линии обороны в 7 километров. И хотя позиция была прекрасна и новая Смоленская дорога на Москву была заблокирована, оставалась старая Смоленская дорога в 4 километрах от левого фланга Багратиона.
Тут проблема была в том, что если бы Бонапарт догадался двигаться дальше на восток по ней к Москве, он обошел бы все редуты Кутузова и отрезав русских от столицы, заставил бы их а не себя, атаковать и прорываться с боем.
В ответ на критику генералов Кутузов 5 сентября попытался исправить проблему - приказал левому крылу Багратиона сдвинуться на восток и закрыть старую Смоленскую дорогу своим концом. Эта почетная роль досталась 3-му гвардейскому корпусу генерала Тучкова в 8500 штыков. Его поддерживали справа 4 пехотных полка егерей.
Но в итоге Кутузов все равно не исправил ситуацию полностью. Правый фланг Барклая был чрезмерно укреплен и насыщен, а левый Багратиона оставался слабым и опасным. И пока русские полки маневрировали, пытаясь закрыть собой обе Смоленских дороги, на горизонте показались клубы пыли и раздались далекие переливы горнов и труб.
Это конный корпус маршала Мюрата, что шел впереди Grande Armée (Великой Армии), наткнулся на Шевардинский редут. Через 2 часа Наполеон знал - русские наконец, готовы дать сражение.
ДАЛЬШЕ: глава 4 Шевардинский редут < (жми!)
Благодарен за подписку/лайк I Ссылка на продолжение будет выше
Бородино: 1 Объявление войны 2 Ловушка для Наполеона 3 Кутузов 4 Шевардинский редут