29,5K подписчиков

Объектив для фото и объектив для видео — в чём разница, какой выбрать

557 прочитали

Современные (преимущественно беззеркальные) камеры — довольно универсальные аппараты, которые хорошо снимают как фото, так и видео. Однако у некоторых объективов есть чётко выраженная специализация. Какие стёкла лучше подходят для съёмки видео и чем они отличаются от своих «фотографических» собратьев, читайте в этом материале.

   Объектив Samyang 85 mm в варианте для видео (слева) и для фото (справа) / Фото: samyanglens.com
Объектив Samyang 85 mm в варианте для видео (слева) и для фото (справа) / Фото: samyanglens.com

Дизайн и конструктивные особенности

Если смотреть внимательно, фотообъективы и видеообъективы различаются даже визуально.

У большинства специализированных кинообъективов — узкие зубчатые кольца регулировки фокуса, диафрагмы и зума (если он есть). Сделаны они обычно из твёрдого пластика или металла, и их вид сразу намекает, что крутить руками их будет не так удобно, как широкие удобные кольца на фотообъективах.

   Характерный внешний вид профессионального кинообъектива с зубчатыми кольцами / Фото: ymcinema.com
Характерный внешний вид профессионального кинообъектива с зубчатыми кольцами / Фото: ymcinema.com

Дело в том, что эти кольца и не рассчитаны на то, что ими будут управлять руками. Они специально сделаны такими, чтобы к ним можно было присоединить систему для удалённого управления — фоллоу-фокус. При этом управлять фокусом может как сам оператор (установив управляющую ручку на стедикам), так и отдельный человек, фокус-пуллер.

   В серьёзных проектах за фокусом следит отдельный специалист / Фото: diyphotography.net
В серьёзных проектах за фокусом следит отдельный специалист / Фото: diyphotography.net

А вот тем, кто не использует фоллоу-фокус (например, снимает со штатива или предпочитает съёмку с рук на камеру со стабилизированной матрицей) вполне подойдёт обычный универсальный объектив.

Второй момент — кольцо управления диафрагмой. На киноообъективах диафрагма меняется плавно, без щелчков. Во-первых, это позволяет избавиться от лишнего шума. Но это не самое важное, ведь для записи звука в профессиональной видеосъёмке чаще всего используется отдельный микрофон или даже внешний рекордер. Самое главное то, что при этом изменение экспозиции при открытии и закрытии тоже происходит плавно, без скачков яркости. Некоторые фотообъективы тоже на такое способны. Например, на многих объективах Sony есть специальный переключатель (декликер), с помощью которого можно выбирать режимы переключения диафрагмы со щелчками (удобно для фото, позволяет переключаться на фиксированные значение в ½ или ⅓ ступени), и режимом плавного изменения диафрагмы для видеосъёмки.

   Декликер на объективе Sony 35 F1.4 GM / Фото: dpreview.com
Декликер на объективе Sony 35 F1.4 GM / Фото: dpreview.com

Шкала светопропускания T-stop

Шкала диафрагм на кинообъективах размечена не в привычных фотографу диафрагменных числах F-stop. Вместо них используется шкала реального светопропускания объектива T-stop. И даже в названии объектива указывается именно T — например, у Samyang можно найти фотообъектив MF 14mm F2.8 и его «близнеца» для съёмки видео — 14mm T3.1 (кстати, это простой способ определить кинообъектив по названию. Если в нём используется не F, а T — значит, перед вами кинооптика).

Теперь о том, что же это за число T и зачем оно нужно, и почему оно удобнее для видеосъёмки, чем привычное фотографам число F. Дело в том, что объективы не идеальны,и при одном и том же значении относительного отверстия F количество падающего на матрицу света у разных объективов может отличаться примерно на ступень — а значит, при смене оптики картинка станет немного ярче или темнее. Фотографу это не столь важно, ведь он всегда может внести коррекцию при обработке (или оставить как есть, и в подборке фотографий вряд ли кто-то заметит разницу).

При видео- и киносъёмке с этим сложнее. Цветокорректировать длинный фильм и выравнивать освещённость кадров при каждой смене оптики будет очень утомительно. А если речь идёт о съёмке кино на плёнку (многие кинофильмы до сих пор снимаются на плёнку — например, фильмы Кристофера Нолана, Уэса Андерсона и Квентина Тарантино), то тут может измениться и цветопередача — цвет плёнки очень сильно зависит от количества падающего света.

Чтобы этих проблем не возникало, в кинооптике используется используется число T, которое отражает реальное светопропускание объектива — то есть какой объектив ни поставь, при одинаковом значении T количество падающего на матрицу или плёнку света будет абсолютно одинаковым.

Разметка диафрагмы в числах T-stop в первую очередь важна тем, кто снимает постановочные видео с полным контролем света на съёмочной площадке (кино, рекламные ролики и т. п.). Свадебному видеографу или оператору теленовостей, снимающему репортаж на бегу в постоянно меняющихся световых условиях, вряд ли понадобится такая точность.

Эффект дыхания (focus breathing)

Эффект дыхания (focus breathing) — это небольшое изменение фокусного расстояния объектива (и, соответственно, изменение поля зрения) при перефокусировке объектива с ближней точки на дальнюю. Считается, что фотографам это особо не мешает — какая разница, что произошло на фоне, когда фотограф сфокусировался на модели или на цветочке на переднем плане.

   Пример сильного «дыхания» — при фокусировке на минимально расстояние кадр стал заметно шире. Обратите внимание на границы окон дома и верхушки деревьев / Фото: youtube.com/Matt Granger
Пример сильного «дыхания» — при фокусировке на минимально расстояние кадр стал заметно шире. Обратите внимание на границы окон дома и верхушки деревьев / Фото: youtube.com/Matt Granger

А вот если снимать красивую кинематографическую сцену с плавным переводом фокуса с одного героя на другого на такой «дышащий» объектив, выглядеть это будет не очень аккуратно (а в худшем случае при переводе фокуса в кадре могут даже появиться какие-то неожиданные детали — например, кусок осветительного прибора). Поэтому все специализированные кинообъективы проектируются так, чтобы дыхание у них было минимальным.

Но и на обычном фотообъективе можно избавиться от этого эффекта, если у вас камера Sony. Свежая беззеркалка Sony A7 IV и полнокадровая видеокамера Sony FX6T умеют программно компенсировать эффект дыхания. Главное — не забыть включить эту функцию в меню и использовать подходящий объектив (поддерживаются практически все объективы линейки G Master — например, Sony FE 12-24mm f/2.8 GM или Sony FE 70-200mm f/2.8 GM OSS)

   Данная настройка находится в разделе Lens Compensation, рядом с компенсацией хроматических аберраций и виньетирования / Фото: youtube.com/Sony Australia
Данная настройка находится в разделе Lens Compensation, рядом с компенсацией хроматических аберраций и виньетирования / Фото: youtube.com/Sony Australia

Парфокальность

Парфокальность — это способность объектива сохранять наводку на резкость при изменении фокусного расстояния. Для чего это нужно? Представим видеографа, который снимает обмен кольцами на свадьбе. Он поймал в кадр руки молодожёнов и хочет плавно отзумиться, чтобы к моменту поцелуя в кадре были молодожёны целиком.

Если у него на камере стоит парфокальный объектив, то всё будет прекрасно: при изменении фокусного расстояния герои останутся в фокусе и он получит красивый кинематографичный футаж. Если же использовать обычный фотообъектив, фокус может уйти. И в итоге после отзумливания в фокусе может оказаться кто-то из гостей на заднем плане, или кадр просто станет нерезким. Придётся срочно перефокусироваться и постараться сделать это плавно и точно, чтобы не испортить кадр.

Парфокальные объективы можно встретить в видеокамерах со встроенной оптикой — например, в Sony FDR-AX700. Есть такие и среди сменной оптики для беззеркалок. К ним относится, например, профессиональный объектив для видеосъёмки Fujinon MKX 18-55mm T2.9, который выпускается для байонетов Fuji X и Sony E (можно устанавливать на беззеркалки Sony с кропнутой матрицей, например на Sony Alpha a6600)

   Большой красивый кинообъектив Fuji на камере Sony / Фото: nofilmschool.com
Большой красивый кинообъектив Fuji на камере Sony / Фото: nofilmschool.com

Электронное управление зумом

Многие фотографы привыкли, что электронный зум — особенность дешёвых мыльниц (помните качельку W-T под большим пальцем?), а у профессионального объектива должно быть ручное кольцо для зумирования. Но и среди профессиональной сменной оптики можно встретить объективы с электронным зумом. Например, к ним относится Sony E 18-105mm f/4 G OSS PZ. У него есть как обычное кольцо ручного зума, так и рычажок Power Zoom.

   Объектив Sony E 18-105mm f/4 G OSS PZ. Виден рычажок электронного зума / Фото: thephoblographer.com
Объектив Sony E 18-105mm f/4 G OSS PZ. Виден рычажок электронного зума / Фото: thephoblographer.com

Фотографам электронный зум вряд ли пригодится — кольцо позволяет зумироваться быстрее и точнее. А вот видеографу он поможет получить кадры с очень плавным изменением зума, с постоянной скоростью и без рывков.

Итоги

Современные объективы для кино- и видеосъёмки в первую очередь предназначены для тех, кто занимается созданием кино или серьёзной постановочной видеосъёмкой. При неторопливой работе в большой команде с их помощью можно получить очень качественный результат.

А вот тем, кто работает один и предпочитает более динамичный репортажный стиль съёмки (свадебные видеографы, блогеры) можно смело использовать обычные фотообъективы для беззеркалок. Особенно повезло владельцам камер Sony: у них есть и объективы с плавной регулировкой диафрагмы, и возможность компенсировать эффект дыхания прямо в камере (при использовании Sony Alpha 7 IV и объективов серии GM).