1682-1702 годы
Россия
Во время первого стрелецкого бунта в Москве (в 1682 году) правитель России Пётр Алексеевич (правил в 1682-1725 гг.) был ещё десятилетним мальчиком.
Когда начался бунт, царица Наталья Кирилловна, мать Петра, с сыном и небольшой группой преданных ей людей, бежала в Троицко-Сергиевскую Лавру, надеясь там найти убежище от взбунтовавшихся.
Однако кто-то указал стрельцам, что царь Пётр со своей матерью укрылся в Лавре и большой отряд бунтовщиков ворвался в Троицко-Сергиевскую Лавру в поисках бежавших.
Начали осматривать всё. Несколько человек из них вошли в церковь Лавры, где и обнаружили Петра и Наталью Кирилловну. При виде царя один из стрельцов выхватил нож и ринулся к Петру, чтобы зарезать его. Пётр в ужасе смотрел в глаза убийце, когда последнего остановил голос одного из стрельцов.
- Остановись, брат! Не перед алтарем!.. Он не уйдет!.. Пусть выйдет из церкви!..
Стрелец с ножом опустил руку у самого лица Петра и отошёл. И тут в церковь с криком: «Конница!», - ворвался один из бунтовщиков.
Стрельцы, забыв о Петре и Наталье Кирилловне, бежали.
Петр был спасён. Дворянская конница подоспела вовремя.
Прошло 20 лет.
Однажды Пётр Алексеевич, обучая матросов создаваемого флота, выстроил ряд экипажей на Адмиралтейской площади. После этого начал обходить выстроившихся, глядя каждому из них в глаза. При этом Пётр требовал чтобы служилые также смотрели ему в глаза.
Явно он был обучен одному приёму, с помощью которого, глядя глаза в глаза, можно понять с кем имеешь дело.
Обходя строй и вглядываясь в глаза моряков, Петр внезапно в ужасе отскочил от одного из них. Он узнал в моряке того самого стрельца, который хотел убить его в церкви.
Указывая на моряка, Пётр потребовал немедленно его схватить. Моряк же рухнул на колени со словами:
- Повинен смерти, государь!.. Помилуй!..
Присутствующие офицеры и моряки страшно удивились - этот моряк был известен своей честностью и усердием в службе, не имел ни одного взыскания и был для всех примером в исполнении своего долга.
Каково же было удивление всех, когда на вопросы Петра (а царь устроил допрос тут же на месте), моряк признался, что он именно тот самый стрелец, который хотел зарезать царя Петра 20 лет назад в Троицко-Сергиевской Лавре. Далее моряк рассказал, что в момент бунта он был новичком, недавно поступившим на стрелецкую службу. Потом разобрался в происходящем и бежал. Много лет странствовал. Потом, выдавая себя за сибирского крестьянина, записался матросом при Архангельском Адмиралтействе и честно нёс службу во флоте.
Петр простил виновного с условием, что тот более никогда не попадёт к нему на глаза.
Моряк покинул строй, уволился с флота, и отбыл в Сибирь, подальше от мест, где мог ещё раз столкнуться с государем.
(Источник: из жизни Петра Великого)