Пережив довольно сложный период после скандального разоблачения «рязанской авантюры», связанной с именем А.Н. Ларионова в конце 1960 года, область только через 10 лет восстановила свой аграрный потенциал и вошла в новый этап экономического и социального развития. Оно связано с одной стороны с программой развития сельского хозяйства в так называемой Нечерноземной зоне РСФСР, с другой стороны, с ускорившейся урбанизацией. В 1978 году население г. Рязани достигло 500 тысяч человек, что позволило получать серьезные бюджетные средства на развитие города.
Областью с 1967 по 1985 год руководил первый секретарь обкома партии Николай Семенович Приезжев. В первые годы это был очень энергичный, имеющий влияние в брежневском окружении руководитель, который многое сумел сделать для развития экономического потенциала Рязанской области.
И тот солдат, и этот
В области по-прежнему выходили две областные газеты – «Приокская правда» и «Рязанский комсомолец». Журналисты, конечно, оставались «солдатами» партии, в обязанность которых входила пропаганда ее решений. Но это были профессионалы довольно высокого уровня – с университетскими дипломами, приличной зарплатой и хорошими условиями труда. В 1967 году в Рязани была открыта новая современная типография. В 1970-е – началось строительство Дома печати, которое завершилось в 1978 году. Штат партийной газеты был достаточно многочисленным – более 50 журналистов и несколько собственных корреспондентов в районах области. Транспортом редакции были обеспечены, фототехникой – тоже.
Рос тираж областных и районных газет, стоимость газет не возрастала в течение ряда десятилетий. Годовая подписка не превышала 3 рублей. Подписка на партийную газету была обязательной для всех членов партии, подписка на молодежную газету – желательна для членов ВЛКСМ. К началу 1980-х годов тираж областной партийной газеты превысил 100 тыс. экземпляров, молодежной – 40 тысяч экземпляров.
Редакторы, заместители редакторов областной и районных газет входили в номенклатуру обкома КПСС, обкома ВЛКСМ и райкомов КПСС. Журналисты областной и районных партийных газет, как правило, были членами партии. Редакторы газет – члены бюро обкома и райкомов партии.
Читаем письма – пишем фельетоны
Почта редакций в те времена была огромной. Каждая редакция имела отдел писем. Критика в газете была обязательной, но дозированной. Районная газета могла критиковать любые органы и организации кроме райкома партии и прокуратуры. Областная газета критиковала всех кроме обкома КПСС. Обком КПСС больше всего опасался критических выступлений в свой адрес в центральных газетах.
Комсомольской газете позволялось быть острее, чем партийной, поднимать такие вопросы, которые партийная газета или не замечала, или не решалась поднимать. Так, например, в Рязанской области газета «Рязанский комсомолец» первой начала писать о проблемах сохранения Мещерской низменности, об экологических проблемах, о сохранении памятников истории и культуры.
Тем не менее, острые материалы в областной партийной газете появлялись регулярно – в рубрике «Народный контроль», например, когда бригада народных контролеров вместе с журналистом и фотокорреспондентом выезжала на места, рассказывала об обнаруженных безобразиях – в торговле, на уборке, на ферме. Продолжал жить в газете жанр фельетона, чаще всего по читательским письмам. Газета брала на себя роль адвоката, контролера, следователя, строгого партийного начальника. И это потому, что чаще всего не исполняли своих функций ни правоохранительные, ни контролирующие органы. Именно поэтому тогда визита журналиста опасались в конторах и на предприятиях, а лучших из них знали в лицо. Да и как было не знать таких «акул пера», как Василий Щуров, Юрий Казарин, Галина Чернова, Борис Шаповалов, Кирилл Успенский.
Это время трудновато для пера
Главная проблема конца 70-х годов состояла в том, что началась стагнация системы и экономики, а писать об этом не дозволялось. Даже в том контексте, в котором писали о социально-экономических проблемах Ю. Черниченко, А. Аграновский, З. Балаян областные журналисты не решались высказываться. Если решались, то вступали в зону конфликта.
В 80-е годы ряд выдающихся журналистов «Приокской правды» перебрались в Москву, потому что в Рязани им не удавалось работать в полную силу. Критиковать можно было управление, экономику, криминальные проявления, но только не идеологию. Она была неприкосновенна. Журналист, который брал на себя роль критика, аналитика и правдоруба должен быть готов вступить в конфликт с руководством, партийной организацией, профессиональным сообществом. Это было его личное решение и его личный выбор. К счастью для отечественной журналистики, такие люди в редакциях газет всегда находились.
Ирина Сизова
Фото из архива Галины Виноградовой
Уважаемые читатели "Рязанских ведомостей"! Присоединяйтесь к нашему каналу) Ставьте лайк!
Еще больше новостей и интересных материалов вы найдете на сайте https://rv-ryazan.ru/
Другие статьи автора: