На первый взгляд, вопрос простой. Манифест об отмене крепостного права был издан 19 февраля 1861 года. Дата, которую заставляют учить в школе. По крайней мере, нас заставляли. Теперь – не знаю.
Но мы учили и другое – то, что русским крестьянам было не так-то просто отделаться от зависимости, потому что Александр Второй свободу-то давал. Но не давал землю. А крестьянин без земли – это не крестьянин.
Наделы оставались у помещиков, которые следовало выкупать.
Оглянемся в историю
Александр Второй очень хотел даровать крестьянам свободу, давил на чиновничий аппарат, который в этом направлении работать не хотел. По понятным причинам. Чиновники ведь были в своем большинстве еще и помещиками. Им не нравилась идея сделать свободными крестьян. Хотя крепостные были не иноземными рабами, а такими же русскими людьми, только бедными и бесправными.
Александр Николаевич – император – говорил, что помещики и крестьяне ждут каких-то решений уже четыре года. Обстановка в любой момент может накалиться – из-за неизвестности – и это не пойдет на пользу государству.
Если разобраться, то император был немного неправ. То есть, сильно неправ. Дело в том, что крепостные ждали изменений уже более чем 100 лет.
В 1762 году был подписан Манифест «О дарование вольности и свободы всему российскому дворянству».
А что, дворяне были тоже крепостными, может быть? В какой-то степени.
Это во все времена были люди знатные, состоятельные в своём большинстве. Но они не могли жить в своё удовольствие. Они были обязаны служить государству. В том числе и принимать участие в военных действиях.
Если дворянин решал дезертировать, то его могли побить розгами, отнять имение. В общем, сделать бедным, больным и несчастным.
А в 1762 году было принято решение о даровании вольности дворянам. С того времени можно было не служить, жить себе спокойно в своем поместье, пользоваться результатами труда крепостных. Красота!
Только вот крестьяне тоже ждали, что им даруют вольность. Это было бы справедливо. Если дворяне стали свободными, то и крестьяне должны были таковыми стать.
Почему соответствующего манифеста не появилось, я не знаю. Но предполагаю, что помещики не хотели оставаться без крестьян. Это ж пришлось бы тратить средства на найм работников. А крепостной много не просит. Вообще ничего просить не смеет.
Всё как всегда: сильные мира сего диктуют правила.
Кстати, забавная вещь: люди, которые хотели бы жить в прошлом, фантазируют обычно, как они просыпаются утром в своей усадьбе, им приносят завтрак… а на вечер запланирован бал. Красота! Однако никто почему-то не думает, о другой судьбе: проснулся ни свет, ни заря, поел не очень-то и сытно, с утра и до вечера работа… а если барин чем-то разозлен – то и тумаков можно получить. Два мира тогда было.
Решение Николая
Николай Первый Павлович даровал свободу государственным крепостным. Их прировняли к вольным городским жителям, дали дома, трудоустроили. Это, по сути, были предки того самого пролетариата, который вершил Революцию в России.
А с помещичьими крестьянами дела обстояли сложнее. Сами помещики и мешали всё решить по совести. Впрочем, окончательное решение принимал Александр Второй. И он решил, что крестьяне должны выкупать землю.
Могло бы быть и иначе, кстати. Дело в том, что к 1861 году около 2/3 всех имений и крепостных были заложены – переданы помещиками в залог государству. То есть, Александр мог распорядиться: земли и крестьян забрать в пользу себя. А дальше – последовать примеру своего отца – Николая Павловича: даровать свободу крепостным, которые стали государственными. Но Александр так не сделал.
«Ипотека»
Да. Ту процедуру выкупа можно сравнить с современной ипотекой. Предполагалось, что каждый крестьянин выкупит свой надел земли через 49 лет. При этом:
1. Рыночная стоимость земли составляла 544 млн. рублей. А её оценили в 897 млн. рублей.
2. Планировалось, что крестьяне будут отдавать сверху 5% годовых. Но получилось 6% - накинули еще один процент, чтобы компенсировать затраты на работу чиновничьего аппарата. Правда, чиновники тогда на 1% не нарабатывали.
Самое главное: с одной десятины крестьянин получал 163 копейки, а должен был отдавать 164. То есть, это была работа в минус.
Неудивительно, что в 1861 и 1862 годах начались в тысячах сел и деревень крестьянские восстаний, которые пришлось подавлять.
По подсчетам специалистов, в лучшем случае, русские крестьяне должны были расплатиться за землю к 1932 году. А в худшем – к 1955-му.
Неудивительно, кто крестьяне большинством поддержали большевиков. Наверное, вы помните один из ключевых лозунгов партии Ленина.