Найти тему

Раскрыта тайна сражения, прошедшего 4000 лет назад

Оглавление

Канал "Историческое оружиеведение" продолжает цикл статей о т.н. "военной археологии" - исследованиях, изучающих историческое оружие и тактику его применения в бою. И сегодня поговорим об очень любопытном исследовании, проведенном российскими специалистами.

"Братская могила абашевских воинов"

Летом 1966 года группа археологов под руководством А. Халикова приступила к раскопкам на одиноком кургане, насыпь которого высотой 143 см имела овальную форму (16х12 м). Курган располагался недалеко от деревни Пепкино (Республика Марий Эл), а потому и был назван Пепкинским.

Пепкинский курган. Реконструкция.
Пепкинский курган. Реконструкция.

В кургане было найдено три погребения - два одиночных (мужское и женское) и центральное, представлявшее собой 27 мужских костяков со следами насильственной смерти и 2 отдельно положенных черепа.

Для захоронения была выкопана яма глубиной 1,2 м, шириной более 2 м и длиной более 11 м. Нижнюю ее часть обложили деревом, пол был застелен берестой.

Пепкинский кургган. Схема.
Пепкинский кургган. Схема.

После осмотра костяков стало ясно не только то, что все похороненные были мужчинами, но и то, что все они погибли в бою: почти на каждом костяке были следы боевых травм, причем в большинстве случаев удары были нанесены со спины.

У 13 костяков в районе грудной клетки торчали кремневые наконечники стрел с черешком и боковыми шипами, воткнувшиеся тоже со спины. Черешки стрел были обломаны, вероятно, при попытке их вытащить из тела за древко.

Почти у всех костяков головы отрублены: у 11 костяков черепа вообще отсутствуют, очевидно, они были унесены врагами, а у 7 костяков черепа просто приставлены или положены сверху. Черепа имеют следы тяжелых травм на висках, темени, затылке, оставшихся от ударов бронзовыми топорами с острым лезвием.

Следы травм.
Следы травм.

Курган был отнесен к т.н. абашевской культуре, археологической культуре бронзового века второй половины 3 тыс. до н. э. и начала 2 тыс. до н. э. существовавшей на территории европейской части России от Калужской области до юга Башкортостана и получившей свое название от наименования села Абашево (Чувашия).

Изучив наконечники стрел, археологи предположили, что противниками абашевцев были представители соседней балановской (фатьяновской) культуры, а причиной - пограничный конфликт.

Археологи предположили, что "абашевцы" наткнулись на засаду или были перебиты на ночлеге:

"Врагам первоначально удалось одержать победу, и они почти у всех убитых отрубили головы. Но торжество победителей было недолгим – подоспевшие соплеменники убитых сумели отбить тела погибших" (предположу, что два отдельно положенных черепа были черепами нападавших - ИО).

"Внутри одной культурной группы"

Новое исследование было проведено уже в наше время: специалисты решили уточнить обстоятельства этого сражения, используя рентгеновский микротомограф, позволяющий получить рентгеновскую проекцию образца. Образцами стали 12 сохранившихся черепов.

Как показало исследование, часть атакованных воинов все-таки вступила в бой (или пыталась оказать сопротивление): так, один из них, стоя лицом к лицу с нападавшим, получил сначала скользящий удар в левую теменную часть, был оглушен (обнаружены внутрикостные повреждения), а потом добит тремя ударами в голову.

Однако специалисты не остановились только на выяснении обстоятельств боя, они пошли дальше, решив выяснить, какими именно топорами наносились удары - это позволило бы уточнить происхождение нападавших.

Для этого были проведены исследования характера травм, а полученные результаты сравнены с характером травм, нанесенных топорами, "находившимися на вооружении" представителей абашевской и фатьяновской культур. Предположив, что нападавшими могли быть и другие "соседи" абашевцев - представители т.н. "ямной культуры", в исследование были включены и их топоры.

Дело в том, что все они имели характерные отличия: абашевские топоры - узковислообушные, грацильные с дуговидным абрисом, широким изогнутым клинком, сильно скошенной верхней гранью обуха, четким перегибом в профиле, отделяющим обушную часть от клинка, фатьяновские имели овальное сечение клина, без граней, а клин ямного топора был граненый и прямоугольный в сечении.

Кроме того, у абашевских топоров был более тонкий и заостренный ударный конец - по сравнению с относительно закругленными лезвиями фатьяновских или ямных топоров. Т.е. результат их применения должен был отличаться по форме.

Вислообушный топор. Бронза.
Вислообушный топор. Бронза.

Результат удивил: как оказалось, нападавшие использовали абашевские топоры. И, как заявили исследователи,

"результаты нашей работы с большой долей вероятности свидетельствуют не о межплеменном конфликте, а о сложной ситуации внутри одной культурной группы".

Изотопное исследование "пепкинских" "абашевцев" отчасти подтвердило эту гипотезу: как оказалось, примерно до 10 лет они жили в бассейне реки Ока, а в эту местность перебрались уже в последние годы жизни. Вероятно, миграция была связана с резким изменением климата.

Результаты исследования были изложены в статье Медникова М. Летальные травмы головы в эпоху бронзы // Краткие сообщения института археологии. Вып. 257. Москва, 2019. С. 327.

Публикации о военной археологии будут продолжены.

Не пропустите!

Некоторые другие статьи цикла:

Об обнаружении места боя на Аляске можно прочитать здесь.

О находках оружия на месте самого древнего сражения (1250 год до н.э.) можно прочитать здесь.

О раскопках битвы при Аларкосе можно прочитать здесь.

Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!

#историческое оружиеведение #военная археология #Бронзовый век