Найти тему
Проспект Славы

Рубинштейна 18

6 мая 1890 года в Петербурге скончался известный своей благотворительностью, купец Федор Алексеевич Жевержеев.

Федор Алексеевич вел обширную торговлю парчой, имел лавки в Гостином дворе и Перинной линии, владел каменным домом в Графском переулке, принадлежал к крупнейшим капиталистам Петербурга.

Все свое состояние Жевержеев приобрел своим трудом в течении многих лет.

Родился в небогатой купеческой семье в городе Изюме, Харьковской губернии.

Прибыл в Петербург в начале 50-х годов 19 в.

Поступил на службу приказчиком к торговавшему парчой и золотошвейным товаром в Перинной линии купцу Василию Егоровичу Сытову.

После многолетнего упорного труда, при редком усердии и бережливости, ему удалось осуществить свою мечту и открыть собственную торговлю. Это было в конце 1865 года.

Счастье сопутствовало ему. Вскоре Жевержееву удалось получить значительный подряд на изготовление парчовых облачений для многочисленного униатского духовенства (Униатская церковь-поместная католическая церковь византийского обряда (грекокатолическая)). Добросовестное выполнение этого заказа доставило Жевержееву 300.000р дохода. Довольно большое состояние. Начатое торговое дело сразу прочно установилось.

Успех в торговле не мешал этому простому и мягкому человеку помнить о нужде, с которой он сталкивался в молодости. Заботою Ф. А. Жевержеева, бедняки обретали помощь в своей жизни. Федор Алексеевич состоял почти во всех благотворительных обществах столицы. Эти организации получали значительную лепту от Федора Алексеевича. В течении последних 12 лет жизни Жевержеев состоял старостой Смольного собора.

-2

Похоронен в Федор Алексеевич Жевержеев был в Александро-Невской лавре в Св. Духовской церкви.

В 1884 году Федор Алексеевич приобретает у «свободного художника», владельца фабрики серебряных изделий Сергея Федоровича Верховцева, дом на углу Троицкого и Графского переулков. Этот участок на долгие годы стал семейным местом Жевержеевых.

Сергей Федорович Верховцев (1843 - 21 января (2 февраля) 1893) художник-скульптор, ювелирных дел мастер, поставщик изделий Императорского Двора в Санкт-Петербурге.

Его отец Федор Андреевич Верховцев был известный в Петербурге мастер ювелир, который, как пишут, в возрасте 15 лет (!) устроил небольшую золотых и серебряных дел мастерскую в доме Алферова на Троицком переулке 18.

В 22 года Федор получил звание мастера серебряного цеха и в 1840-х года записался в купечество.

В 1858 году был награждён медалью за участие в создании предметов церковной утвари для Исаакиевского собора.

Позже он удостаивался различных наград, подарков, поощрений за свои произведения.

Так же имел награды за свои благотворительные деяния.

Заведовал Федор Андреевич женским отделением детского приюта принца Ольденбурского, осуществлял помощь Мариинскому женскому училищу, являлся меценатом Александро-Невского дома призрения.

За поддержку храмов Западного края был награжден орденом св. Анны III ст.

После смерти Фёдора Верховцева в 1867 году, фабрику унаследовал его сын Сергей, который и продолжил дело отца.

30 января 1868 года в газетах появилось Заявление свободного художника С.Ф. Верховцева, в котором он, опровергая слухи, заявлял, что работы в мастерской его отца не прекратятся, мастерская все так же выпускает различную церковную утварь художественной работы.

-3

Сергей Федорович получил образование в Академии художеств.

Изделия его фабрики: золотая, серебренная и бронзовая храмовая утварь, являлись признанными шедеврами.

В 1871 году Сергей Верховцев получил звание Поставщика Двора Его Императорского Величества.

А в 1882 году Верховцев утвержден в дворянстве.

Но вскоре дела фирмы пошли на убыль и Верховцев был признан несостоятельным. После этого «удара судьбы», он серьезно заболел.

С декабря 1885 года С.В. Верховцев проходил лечение в больнице святого великомученика Пантелеймона для душевнобольных.

Умер Сергей Федорович21 января (2 февраля) 1893 года, похоронен на участке «Литераторских мостков» Волковского кладбища.

-4

Ф.А. Жевержеев купив с аукциона в 1884 году дом Верховцева, не стал закрывать его известную мастерскую, которая снабдила многие Российские храмы и монастыри множеством образцовых работ.

При поддержке Федора Андреевича мастерская продолжила работу. Главные мастера Верховцевской фабрики, братья Федор и Дмитрий Ипполитовичи Синюхины, возглавили заведение.

В 1889 году в этой мастерской, жителями Старой Руссы была заказана, драгоценная риза художественной работы, чудотворного образа Старорусской Божией Матери для Тихвинского монастыря. После выполнения работ икона была освещена и помещена на обозрение в Св. Духовском храме Александро-Невской лавры.

Дмитрий Ипполитович Синюхин руководил мастерской по изготовлению церковной утвари до 1904 года, позже мастерская (в 1906 году) была записана на Анну Васильевну Синюхину.

После смерти Федора Алексеевича Жевержеева в 1890-м году дом переходит к его брату Ивану Алексеевичу, который жил на Троицком 18 с 1887 года.

В 1899 году здание перестраивает архитектор Александр Иванович фон- Гоген.

архитектор фон-Гоген А.И.
архитектор фон-Гоген А.И.

Весной 1899 года Жевержеевым подано прошение в Городскую Управу о постройке 5-ти этажного дома. 19 сентября произошла торжественная закладка дома и  фабрики на углу Графского переулка и Троицкой улицы.

угол Графского пер и Троицкой ул.
угол Графского пер и Троицкой ул.

В левой части находился доходный дом Жевержеевых а в правой на 2-м этаже по Троицкой улице находилась парчовая и позументная фабрика..

В 1911 году по проекту архитекторов Г. А. Косякова и В. В. Фридлейна, один из флигелей был перестроен под «кинематограф- театральную залу». В ней расположился Троицкий театр миниатюр.

Такая перестройка, вероятно, была осуществлена с подачи сына Ивана Алексеевича, Левкия Ивановича Жевержеева.

Жевержеев Левкий Иванович (1881-1942)- фабрикант, меценат, библиофил, коллекционер; один из основателей Театрального музея в Петрограде.

-7

Левкий Иванович окончил Петровское Коммерческое училище.

Будучи ещё подростком, увлёкся коллекционированием. Отец подарил ему коллекцию предметов прикладного искусства (в основном это были драгоценности и церковная утварь), которую начал собирать ещё его дед. Начиная с 1897 года 16-летний Левкий начал собирать книги и рукописи, главным образом по русской литературе и истории литературы.

Полюбив театр, Левкий начал собирать костюмы и эскизы декораций. И вот в 1911 году в семейном доме на Троицкой улице он открыл Троицкий театр Миниатюр. Совладельцем и директором театра стал Александр Михайлович Фокин, ранее содержавший велосипедный, а после автомобильный магазин в доме Жевержеевых (в позже перестроенных под театр помещениях). Александр Михайлович брат театрального деятеля Михаила Фокина.

-8

В 1913 году в Троицком театре Миниатюр был осуществлен показ спектаклей «Первого в мире футуристов театра». Это были- «Владимир Маяковский», написанная самим Маяковским, художественное оформление Иосифа Школьника, и опера «обеда над солнцем» А. Крученых и опера Михаила Матюшина и Алексея Крученых «Победа над солнцем» (художник Казимир Малевич). В декорации для этого спектакля впервые появился знаменитый «Чёрный квадрат». Иосиф Школьник был автором известного плаката и логотипа Троицкого театра миниатюр

Левкий Иванович поддерживал поэтов-футуристов, издавая за свой счёт их книги. Был председателем правления «Союза молодежи», первого сообщества художников русского авангарда в Петербурге.

Собрание, которое Левкий Иванович называл «своим театральным музеем», после революции вошло в фонд Музея театрального и музыкального искусства. Музей находится в здании бывшей Дирекции императорских театров (Александринская пл. (пл. Островского)), открывшегося в 1921 году.

Бывший владелец занимал должность заместителя директора этого музея до самой своей смерти.

Левкий Жевержеев умер от голода в блокадном Ленинграде на своём рабочем месте, в музее, 16 января 1942 года.

После революции здание на Троицкой улице (Рубинштейна с 1929г) использовалось под кинотеатр.

В 1933 году в нём разместился Молодой Театр Гостехникума сценических искусств, с 1940 года — Колхозно-совхозный театр имени Леноблисполкома.

В 1956 году здание было передано в пользование МДТ

Источники:

Газет:

Петербургский (Петроградский) листок-1899г, 1902г, 1916г

Новое Время-1890г, 1911г, 1917г

Новая Петербургская газета-1890г

День-1915г

Неделя строителя 1899г №5

Журналы:

Огонек 1911г.

Артист и сцена 1911г %30

ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 22. Дело 344;

Фонд 513. Опись 137. Дело 767;

Фонд 515. Опись 1. Дело 3243;

Фонд 513. Опись 46. Дело 325