Найти тему
"Хомо люденс"

В каких отечественных фильмах «засветились» звезды русского рока

Одним из признанных корифеев режиссуры, продвигавших русский рок на наших экранах, был Сергей Соловьев. Он нередко снимал в фильмах не просто певцов, но кумиров своей эпохи, уже тогда начавших занимать почетные места в нетленной классике русского рока... точнее, российского рока (с учетом разнонациональных его участников... вплоть до корейцев).

Прежде всего речь о его кино-трилогии: «Асса», «Черная роза…» и «Дом под звездным небом».

Попадали в кадр рок-певцы и в фильмах других режиссеров. Пусть и не настолько, может быть, красной нитью, как у Соловьева, но все же.

Бывали они даже в мультфильмах. Так, в нашей анимации «засветились» (ну, почти) сами битлы – в мультике Льва Атаманова «Скамейка» 1967 г. Там звучала их песня Can't buy me love, мальчики и девочки танцевали под нее и вообще витал дух отрывного классического рока.

Конечно, много таких фильмов сняли и в других странах. Это были:

  • и «Забриски-пойнт» Микеланджело Антониони 1968 г. с пинками;
  • и «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы 1979 г. с песнями дорзов, роллингов и др.;
  • и «Форрест Гамп» Роберта Земекиса 1994 г. с песнями всё того же Джима Моррисона;
  • и «Дневник баскетболиста» Cкoтта Калверта 1995 г. вновь с Моррисоном и некоторыми другими;
  • и т. д., и т. п., и др., и пр.

В фильмах (наших и не наших) все эти герои появлялись с разной степенью прорисовки образа.

Давайте рассмотрим некоторые из отечественных кино с рок-певцами – в зависимости от того, как именно и сколько именно они «засветились» в кадре.

1. (За)Главные роли

Главную роль в фильме «Игла» Рашида Нугманова 1988 г. сыграл человек, который, пожалуй, был и остается самым популярным певцом в стиле рок в нашей стране на протяжении нескольких десятков лет: Виктор Цой.

Сюжет, образы, атмосфера – всё в картине словно бы подталкивало к «лихим 90-м». Роль певца была соответствующая.

Кадр из кино с  Цоем. Пардон за каламбур-с... :)
Кадр из кино с Цоем. Пардон за каламбур-с... :)

Мнения публики разделились:

  • с одной стороны, поклонники Цоя однозначно были рады увидеть своего любимца на экране, да еще и не певцом – но актером, да еще и в главной роли, да еще и целых 76 минут;
  • с другой стороны, критики посчитали, что певец не слишком «разыгрался», представ в образе самого себя в предлагаемых обстоятельствах, в то время как от актера обычно ждут перевоплощения в другую личность.

2. Камео

Тот же Виктор Цой подразумевался в конце «Ассы» 1987 г.

Помните сцену в самом конце, где друг мальчика Бананана приводил нового солиста в группу в клубе? Строгая администратор сухим, казенным языком читала ему инструкцию о том, как надо вести себя на рабочем месте, а он сам не дослушивал и уходил петь на сцену?

Разумеется, исполнял он «Мы ждем перемен». То есть это сегодня для нас разумеется. А в 1987 г. это был прорыв!

Кадр из кино с  Цоем... ну ладно, ладно, из фильма с Цоем ;)
Кадр из кино с Цоем... ну ладно, ладно, из фильма с Цоем ;)

Также в «Ассе» звучала песня группы «Браво» с солисткой Жанной Агузаровой, которые всегда были и остаются не совсем рок-певцами, но весьма и весьма к близкими к року.

Кстати, Соловьев поначалу приглашал Бориса Гребенщикова сняться в роли того самого Бананана. Но певец отказался.

А вот во 2-й части этой трилогии – «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» 1989 г. – БГ уже снялся. Он там играл капитана корабля – камео.

Впрочем, фильм этот получился не настолько сильным, как 1-я часть. Как тут не вспомнить Михаила Булгакова: «Вы… что-то нескладное придумали! Оно, может, и умно, но больно непонятно. Над вами потешаться будут».

Нет-нет, фильм вышел вполне неплохой. Но желание показать всё как можно более символично слегка стерло собственно сам смысл. А вот камео было добротным для непрофессионального актера.

Еще одним фильмом с таким камео стал «Брат», снятый Алексеем Балабановым в 1997 г.

Там не только звучали многочисленные песни Вячеслава Бутусова, но и сам солист «Нау» играл в небольшой роли самого себя. Он якобы звонил в квартиру, где творились нехорошие вещи (практически «нехорошая квартира» того же Булгакова), а герой Данилы Багрова ему помогал и потом радовался: «Я людей хороших спас».

Кадр из фильма с Бутусовым. Не правда ли, он был очарователен? :)
Кадр из фильма с Бутусовым. Не правда ли, он был очарователен? :)

И вообще в «Брате» была со смаком показана андеграунд-тусовка:

  • другие участники «Нау»;
  • музыканты из «Аквариума» (легендарный Дюша и др.), «ДДТ», «2ва Самолета», «Колибри» и «Препинаки»;
  • Настя, урожденная Полева;
  • солист группы «Чиж & Co» Сергей Чиграков

А вот Ирину Салтыкову в «Брате-2» режиссер пригласил напрасно. Лучше бы он остановился на сыгравшем там же Валдисе Пельше: все же его группа «Несчастный случай» была поближе к рок-музыке, чем эстрадные песни Салтыковой.

3. «Джентльмен в поисках десятки»

К слову о «Несчастном случае». Как тут не сказать о другом ее солисте – Алексее Кортневе, сыгравшем в просто огромном количестве фильмов?

И большинство его ролей там можно охарактеризовать словами ильфо-петровского Остапа Бендера: «…это даже не эпизод, а так, чистая случайность, каприз художника. Джентльмен в поисках десятки».

Это не означает, что певец играл халтурно. Вовсе нет. Просто роли были небольшие – уж как появлялись от случая к случаю, так он и снимался, но по мере сил вполне неплохо.

Таково было его участие в фильмах:

  • «Московская сага» Дмитрия Барщевского 2004 г.;
  • «День выборов» Олега Фомина 2007 г.;
  • «День радио» Дмитрия Дьяченко 2008 г.;
  • еще многих других.

4. Певцы-дУхи

А бывало и так, что сам певец в фильме не играл, но в картине в целом витал его дух.

Взять хоть ту же «Ассу», где о БГ напоминало очень многое:

  • и собственно атмосфера тех лет, в которой взрастали все эти ленинградцы, екатеринбуржцы и прочие дети российского рока;
  • и песни БГ, звучавшие по ходу сюжета, – одна «Плоскость» чего стоила;
  • и любовь к нему главного героя, который характеризовал БГ весьма восторженно – мол, «от него свет идет».
Кадр из фильма Соловьева с витающим духом БГ. Витающим и над сюжетом, и над городом. Прям мета-позиция :)
Кадр из фильма Соловьева с витающим духом БГ. Витающим и над сюжетом, и над городом. Прям мета-позиция :)

Да и 3-я часть трилогии Соловьева – «Дом под звездным небом» 1991 г. – вышла весьма атмосферной. Так, там появлялся (хоть и эпизодически) легендарный Сергей Курехин, звучала музыка того же Борис Борисыча и т. д.

Всё это органично вплеталось в неурядицы, путаницу и мистику фильма, хэмингуэевским колоколом звонившего по уходящей эпохе и требовавшего «перемен»…

В продолжение темы читайте Дзен-статью «Так где же она, эта зыбкая грань между рок- и пoп-музыкой?», а также пост «Что делают сейчас мальчики с гитарами из общаг нашей юности?».

И отгадывайте тест «А понимаете ли вы песни БГ?».

#музыка #рок #культура #кино #рок музыка #русский рок #знаменитости