Песни Бориса Гребенщикова понимают не все. Более того, многие считают, что он пишет по принципу «ветер носит – собака лает», т. е. вот приходит в голову набор хаотичных слов – он их и записывает, и чем менее они между собой связаны – тем более эффектно и загадочно получается.
Но настоящие знатоки певца в курсе: ни 1 слово у Борис Борисыча не написано просто так, значение есть не только у каждого слова, но и у каждого нюанса вроде сочетания соседних слов, падежей и проч.
Аллюзии в его текстах опираются на источники самые разные, от Библии до конфуцианства и от скандинавской мифологии до современных песен западных и российских певцов.
А насколько понимаете тексты песен БГ вы? Давайте проверим, интересно же!
Вопросы --теста
1. Слова из песни БГ«Бог есть Свет, и нет в Нем никакой тьмы» придуманы самим Борисычем или это цитата / аллюзия другого источника?
2. Через какую такую «великую реку», по уверениям Гребенщикова, «благоприятен брод» согласно его песне «Дело Мастера Бо»?
3. Почему в песне из Паламоса ее герой пьет джин не просто так, а именно как кухарка? В чем прикол? Ужто ли милых, невинных, добропорядочных кухарок автор песни под одну гребенку с нынешней тусовкой обвинил в aлко-пopoке?
4. Перед кем мы все равны, если верить песне про инженера «25 к 10»?
5. Почему в песне «Сталь» БГ вдруг взял и сравнил душу с «леди верхом в нeглижe»?
6. В песне «Забадай» герой не ел и молчал 14 лет. Это какое-то символическое число или просто так к слову и в рифму пришлось?
7. В песне «Выстрелы с той стороны» с какой стати вообще упоминается, что герой «спит в носках»? Просто прикол, чтобы слушатели посмеялись?
8. Почему в «Сонете» БГ пушкинских муз заставил не терпеть не суеты, как было у Александра Сергеича, а вдруг колеса?
9. Кто-то в курсе, откуда пошла музыка «Стаканы» (это которые надо на стол метать)?
10. Что за 15 бaб кружились у пруда, «не ведая cтыда»? Пьяные фантазии автора песни или что-то посерьезнее?
Ответы
Чем больше верных ответов вы дали – тем глубже вы проникли в персональное Дао БГ. Ответить на все вопросы теста может лишь человек, по уровню приближающийся к самому гуру – Борису Борисычу.
1. Это прямая цитата из 1-го соборного (новозаветного) послания Святого Апостола Иоанна Богослова (1 : 5).
2. Река жизни, не иначе: именно о ней говорится в китайской И цзин – Книге перемен, на которую так открыто намекает в песне Гребень.
3. Дело в том, что кухарки используют джин для готовки блюд – как соус, для вкуса, аромата и проч. Так что aлкo-пopoки тут не при чем.
4. Перед «той, что стоит за левым плечом». А это, по преданиям источников самых разных, дама с косой.
5. Такая героиня – это не бездумный образ, а отсылка к леди Годиве, пуще того – к Жанне Д'Арк, а то и к кельтской богине Эпоне (покровительствующей лошадям) и к некоторым другим историческим и мифическим фигурам. Словом, весьма символически нагруженный образ.
6. БГ вообще любит число 14. Например благодаря:
- библейской символике. Так, согласно Новому Завету по 14 родов было от Авраама до Давида, от Давида до переселения в Вавилон (еще 1 любимый Гребнем символ), от переселения в Вавилон до Рождения Иисуса Христа (Мф. 1 : 17);
- ближневосточной мистике. Так, по поздне-средневековому тексту У Чэн-энь за 14 лет ранне-средневековый буддистский монах Сюань-цзан дошел от Китая до Индии, чтобы поклониться Будде, вымолить у него священные тексты, забрать их домой и «растаможить».
7. В носках спал некий Коба – герой антисоветского романа, который, в свою очередь, писал герой романа Василия Аксенова «Остров Крым».
Если учесть имя Кобы, то все остальные факты и фактики текста песни становятся по своим местам.
8. Потому что имеется в виду колесо сансары.
Есть, правда, и другая трактовка – антисоциальная (все же мы имеем дело с poк-песнями): если вспомнить, что именно в народе называют кoлecaми, то поймем, что музы, действительно, после этого дела не работают.
9. Это натурально кельтская застольная, ирландская народная песенка. БГ вообще оч любит обращаться к народным истокам и источникам. )
10. 15 баб – это 15 скульптур, изображающих советские республики у фонтана Дружбы народов на ВДНХ.
Если бабы у пруда – это не какие-нибудь там колхозницы у сельского водоема или восторженные любительницы водных селфи, то становится понятно, к чему в песне упоминаются «седая борода» (ну, вы в курсе: вожди революции любили иметь седые бороды – и Маркс, и Ленин…) и «жестокая орда».
А упоминаемые далее в тексте «пришедшее увы» и «упадок навсегда» вполне логично указывают на исторический период, последовавший за эпохой седых революционных бород.
Ну как, вы до сих пор считаете, что БГ пишет бессвязный набор слов? :)